Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жизненный цикл информационных технологий

Жизненный цикл информационных технологий: модели и этапы

Цикл жизни информационных технологий можно разделить на этапы, но эти этапы, включая самые первые, обычно периодически повторяются, следуя за меняющимися требованиями и внешними условиями, новыми запретами и тому подобное. Новый этап начинается со сбора или формирования набора документации, решений технологических и технических проблем. Но при этом, для последующих этапов, в качестве начальной выступает документация и выработанные решения предыдущего этапа. Каждый этап заканчивается анализом предшествующих решений на их удовлетворение заданным значениям. Наиболее широко распространены три модели жизненного цикла информационных технологий:

  • Каскадная.
  • Поэтапная.
  • Спиралевидная.

Каскадная модель применяется в технологиях, где работы по следующему этапу начинаются только по окончательному завершению работ предыдущего этапа.

Поэтапная модель построена по принципу промежуточных контрольных операций при выполнении любого этапа и допускает коррекцию результатов между этапами. Это позволяет сократить трудозатраты в сравнении с каскадным способом, но при этом жизненный цикл любого этапа приравнивается к общему циклу жизни информационной технологии.

Спиралевидная модель подразумевает, что надо на первом этапе проанализировать все требования и выполнить подробный проект. При этом делаются разные прототипы. Работа идёт по спирали, где каждый виток – это проектирование модели фрагмента или полной версии объекта. На ней проверяются параметры, выясняется качество, планируются действия на очередном витке спирали. Это позволяет углублять и постепенно прорабатывать конкретные детали проекта. В итоге принимается оптимальный вариант, который и подлежит реализации.

В наше время информации и внедрения новых информационных технологий, их финансовая конкуренция видна во всех сферах деятельности людей и часто ведёт к совершенно непредсказуемым итогам их деятельности. Можно привести в качестве примера информационные сетевые технологии для телекоммуникации Х.25, Х.75 и ISDN, которые были самыми распространёнными в конце двадцатого века, или сильно разрекламированные в начале двадцать первого века АТМ и Frame Relay. Сегодня они пребывают в списке морально устаревших или практически не применяемых информационных технологий. С другой стороны, довольно давно разработанная информационная технология Ethernet, предназначенная только для локальных сетей, автором которой является фирма Xerox, приобрела самое широкое распространение в сфере районных и городских телекоммуникационных сетей, так как появились новые волоконно-оптические линии связи.

«Жизненный цикл информационных технологий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Рассмотрим основные проблемы цикла жизни информационных технологий и тенденции в этой области. Ещё в 1995 году фирма Gartner (одна из ведущих фирм в сфере информационных технологий) предложила термин «цикл зрелости технологий» или в другом русскоязычном переводе – «цикл интереса к технологиям». Этот термин повсеместно применяется как внутри компании, так и другими рыночными специалистами по составлению прогнозов и будущим возможностям вновь разработанных технологий.

Замечание 1

Смысл этого понятия можно трактовать так: любая новая информационная технология должна преодолеть ряд этапов для получения признания (войти в период зрелости).

Каждый этап имеет разные уровни интереса со стороны профессионалов и обычных потребителей, и очерёдность этапов следующая:

  1. Триггер технологии (англ. technology trigger) – это начальный этап, когда появились первые сообщения о новой информационной технологии.
  2. Вершина чудесных ожиданий (англ. Peak of Inflated Expectation) – все ждут от новой технологии чрезмерных свойств, она приобретает огромную популярность и повсеместно обсуждается в широких общественных кругах.
  3. Конец иллюзий ((англ. Trough of Disillusionment) – появляются сообщения о проблемах в технологии, обнаружении недостатков, а потерянная новизна фактически означает конец восторженных публикаций, появляются нотки разочарования в новой информационной технологии.
  4. Устранение недоработок (англ. Slope of Enlightenment) – выявленные недостатки исправляются, происходит постепенный возврат интереса к этой информационной технологии, её начинают внедрять в различных проектах.
  5. Остов продуктивности (англ. Plateau of Productivity) – зрелый возраст технологии, общество принимает её как существующую реальность, принимая все её достоинства и недостатки.

Магический квадрант

Чтобы оценить компании, работающие в одном из сегментов области информационных технологий, фирма Gartner применяет две шкалы экспертиз:

  • Объём или общность видения (англ. completeness of vision).
  • Возможность реализовать (англ. ability to execute).

Любая компания, попадающая в число работающих на выбранном для исследования сегменте рынка, может быть оценена по вышеприведённым критериям. Причём общность (полнота) видения на графике стоит на оси абсцисс, а возможность реализовать – на оси ординат. Таким образом, на графике компания-поставщик услуг может оказаться в одном из четырёх квадрантов. Им присвоены названия:

  1. Ведущие (лидеры) – это компании, которые имеют положительные оценки и по общности видения, и по возможности реализации.
  2. Претенденты – это компании, которые имеют положительные оценки лишь по возможности реализации.
  3. Ясновидцы – это компании, которые имеют положительные оценки только по общности видения.
  4. Игроки ниши – это компании, которые имеют отрицательные оценки и по общности видения и по возможности реализации.

Компания Gartner таким образом осуществляет детальный анализ выбранного сегмента рынка, распределяя компании по названным выше четырём уровням.

Дата написания статьи: 11.05.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot