Управление жизненным циклом ИС — это управление жизненным циклом организационно-технической системы, предназначенной для осуществления информационных и вычислительных операций.
Введение
Жизненным циклом информационной системы является временной период, начинающийся с момента выработки решения о создании информационной системы и оканчивающийся в момент, когда её полностью изымают из эксплуатации. Понятие жизненного цикла считается базовым понятием методики разработки информационных систем. Методология разработки информационных систем даёт описание процесса проектирования, реализации и сопровождения систем в форме жизненного цикла информационной системы, отображая его в виде определённой последовательности этапов и исполняемых в них операций. Каждый этап имеет определённый перечень и очерёдность исполняемых действий, предполагаемые результаты, способы и средства, требуемые для исполнения работ, роли и степень ответственности работников и так далее. Это формализованное описание жизненного цикла информационной системы даёт возможность составить план и организовать процесс общего проектирования, а также гарантировать возможность управления данным процессом. Полный жизненный цикл информационных систем состоит из следующих этапов:
- Этап стратегического планирования.
- Этап анализа.
- Этап проектирования.
- Этап реализации.
- Этап внедрения и эксплуатации.
Управление жизненным циклом информационных систем
Сегодняшние сети проектируются на базе стандартов, что обеспечивает им высокую степень эффективности и возможность их взаимодействия друг с другом.
Стандарт ISO/IEC 12207 (International Organizationof Standardization, то есть международная организация по стандартизации, а IEC в полном варианте International Electrotechnical Commission , то есть международнаякомиссия поэлектротехнике) прописывает структурную организацию жизненного цикла, в том числе и процессы, операции и задачи, подлежащие исполнению при создании информационной системы. Этот стандарт определяет, что структура жизненного цикла базируется на следующих наборах процессов:
- Главные процессы жизненного цикла, то есть покупка, поставка, внедрение, эксплуатация и сопровождение.
- Набор вспомогательных процессов, которые обеспечивают исполнение главных процессов. Это документирование, управление конфигурацией и так далее.
- Набор организационных процессов. Это управление проектами, формирование инфраструктурной поддержки проекта, обучение, определение, выработка оценки и модернизация самого жизненного цикла.
Проектирование корпоративных информационных систем обычно осуществляется для конкретных предприятий. Особенности конкретного функционирования организации, естественно, влияют на структурную организацию информационной системы, но при этом структуры разных организаций в общем схожи между собой. Все предприятия, вне зависимости от сферы деятельности, состоят из набора подразделений, которые и выполняют конкретные типы деятельности фирмы. Такое положение дел является справедливым фактически для всех предприятий, чем бы они не занимались.
Взаимные связи среди подразделений организации могут быть достаточно сложными, но, если их обобщить, то следует выделить следующие виды связей среди подразделений организации:
- Набор функциональных связей. Все подразделения осуществляют конкретные типы работ в границах общего процесса бизнеса.
- Набор информационных связей. Идёт информационный обмен среди подразделений организации. Это документы, факсы, письма и так далее.
- Набор внешних связей. Отдельные подразделения могут взаимодействовать с внешними организациями и системами. При этом такое взаимодействие бывает информационным или функциональным.
Тот факт, что различные организации имеют общую структуру, даёт возможность формулирования единых принципов реализации корпоративных информационных систем. В общем смысле процесс проектирования информационных систем можно рассматривать со следующих точек зрения:
- С точки зрения действий групп проектировщиков. Это статический аспект процесса проектирования, представленный в терминологии главных потоков работ, то есть исполнителей, действий и тому подобное.
- С точки зрения стадий жизненного цикла проектируемой системы. Это динамическая организация процесса проектирования, представленная в терминологии циклов, стадий и этапов.
В соответствии с методологией, которую предложила компания Rational Software, жизненный цикл информационной системы может быть поделен на следующие стадии:
- Начальная стадия.
- Стадия уточнения.
- Стадия конструирования.
- Стадия передачи в эксплуатацию.
Границы всех стадий определяются конкретными временными интервалами, в течение которых следует принять некоторые критические решения и достичь поставленные ключевые цели.
На начальной стадии определяется сфера использования системы и задаются граничные условия. То есть идентифицируется весь функциональный набор системы и выполняется описание самых главных из них.
На стадии уточнения анализируется прикладная область, формируется архитектурное основание информационной системы. При выработке каких-либо решений, которые касаются системной архитектуры, следует принимать во внимание проектируемую систему, в общем и целом.
На стадии конструирования выполняется разработка законченного изделия, которое будет готово к сдаче пользователю. По завершению данной стадии следует определить работоспособность сформированного программного обеспечения.
На стадии сдачи в эксплуатацию сформированное программное обеспечение передаётся пользователю. В процессе эксплуатации информационной системы в условиях реальной работы могут возникнуть разного характера проблемы, требующие дополнительных действий по коррекции отдельных параметров разработанного продукта.