Построение информационных систем в управлении — это поэтапное исполнение непрерывных действий, соблюдение заданного порядка исполнения взаимосвязанных управленческих функций.
Введение
Чтобы управлять компанией, представляющей собой сложную производственную систему, нужен определённый инструментальный набор, и, прежде всего, корпоративная информационная система, которая является одним из основных инструментов управления.
Информационной системой является система информационной обработки и необходимые организационные ресурсы, а именно, людские, технические, финансовые и так далее, обеспечивающие и распространяющие информацию. Её постоянными атрибутами считаются данные, аппаратное, программное, информационное, лингвистическое и организационное обеспечение.
Стандартным методом при создании описания информационных систем всегда считалось применение модели жизненного цикла. Моделью жизненного цикла информационной системы является структура, определяющая очерёдность исполнения и взаимную связь процессов, операций и задач в течение жизненного цикла. Структурная организация жизненного цикла информационной системы основывается на следующих классах процессов:
- Базовые процессы, такие как, приобретение, поставка, проектирование, эксплуатация, сопровождение.
- Класс вспомогательных процессов, то есть процессов, обеспечивающих исполнение базовых процессов. Это процессы документирования, конфигурационного управления, контроля качества, верификации, аттестации, оценки, аудита, решения проблем.
- Класс организационных процессов, таких как, управление проектами, формирование инфраструктуры проекта, определение, оценка и модификация самого жизненного цикла, обучение.
Проектирование информационных систем подразумевает наличие определённых этапов, определяемых существующими стандартами, в которых есть их полный список. При этом, применительно к конкретным условиям формирования системы, данные этапы можно объединять между собой или вообще не исполнять. Это определяется особенностями информационных систем, которые реализуются, а также договорённостями между проектировщиками системы и её заказчиками.
Современные подходы к построению информационных систем в управлении
Обычно назначаются следующие основные этапы формирования информационной системы:
- Этап формирования требований.
- Этап разработки концепции.
- Этап реализации технического задания.
- Этап создания эскизного проекта.
- Этап создания технического проекта.
- Этап формирования рабочей документации.
- Этап пуска в эксплуатацию.
- Этап сопровождения.
Но при проектировании информационных систем корпоративного предназначения, которые применяются при управлении сложными производственными системами, данный подход уже может быть малоэффективным, поскольку при создании описания системы применение концепции жизненного цикла подразумевает на всех этапах проработку вопросов, сопряжённых как с функциями системы, так и с информационными данными.
По этой причине известный специалист Джон Захман предложил вместо стандартного метода, сопряжённого с изучением отдельных составляющих работы системы как бы в разные периоды времени, применять отображение системы с позиции разных перспектив. Перспективы в конкретных вариантах способны соответствовать разному уровню применения корпоративных информационных систем или систем управления организацией, если имеется ввиду архитектура информационных технологий.
Изначально модель Захмана создавалась конкретно для корпоративных информационных систем. Данный подход далее обобщался для изучения не только корпоративных систем, но и для описания организации в общем и целом.
Главная идея состояла в том, чтобы создать возможность поочерёдного описания всех аспектов системы по отдельности, но в координации с другими.
Для всех достаточно сложных систем общее количество связей, условий и законов, как правило, превышает возможности для единовременного изучения. При этом отдельное, не связанное с другими, изучение каждого системного аспекта часто ведёт к решениям, не являющимся оптимальными, как с точки зрения производительности, так и в плане себестоимости создания. Модель может быть представлена в форме таблицы, представленной на рисунке ниже:
Рисунок 1. Таблица. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Содержание данных столбцов состоит из:
- What, то есть что. Это используемые данные.
- How, то есть как. Это процессы и функции.
- Where, то есть где. Это места исполнения данных процессов.
- Who, то есть кто. Это организации и конкретные участники.
- When, то есть когда. Это управляющие события.
- Why, то есть почему или зачем. Это задание целей и ограничений, определяющих работу системы.
Заполнять данную таблицу надо с соблюдением следующих правил:
- Все клетки таблицы являются независимыми от других. Вместе они формируют полное функциональное пространство, описывающее системы (базис).
- Очерёдность следования столбцов не является существенным фактором.
- Все клетки содержат необходимые описания аспектов создания системы в форме некоторой модели или просто описания.
- Базовые модели для всех столбцов должны быть уникальными.
- Заданные модели в клетках всех рядов, в общем, формируют подробное описание системы с определённой перспективой.
- Заполнять клетки необходимо в последовательном порядке «сверху вниз».
Первая строка должна соответствовать уровню планирования бизнеса в общем, то есть это бизнес-модель. На этом уровне заносятся общие главные понятия.
Вторая строка, являющаяся концептуальной моделью, служит для определения в терминологии бизнеса ключевых и вспомогательных процессов бизнеса.
Третья строка, являющаяся логической моделью, является рассмотрением системы с позиции системного архитектора.
Четвёртая строка, являющаяся технологической или физической моделью, выполняет привязку данных и операций к заданным реализующим их технологиям.
Пятая строка должна соответствовать детальному построению системы.