При использовании компьютерных технологий в обучении тестирование заняло ведущую роль. В некоторых странах тестирование практически вытеснило традиционные формы контроля.
Для создания качественных тестов была разработана специальная теория тестирования – тестология, которая оперирует понятиями надежности, валидности, матрицы покрытия и т.д.
Программ для создания компьютерных тестов – тестовых оболочек – огромное количество. Широкое распространение этих программ сдерживается отсутствием простой и нетрудоемкой методики составления тестовых заданий, с помощью которых можно наполнять тестовые оболочки.
Технология проектирования компьютерных тестов предметной области
Эксперты чаще используют метод нисходящего проектирования модели знаний, так называемая технология «сверху – вниз». Сначала составляют генеральное содержание предметной области, разбивают ее на модули (разделы). Затем модули разбиваются на элементарные подмодули, которые наполняют педагогическим содержанием.
Возможно использование обратного метода проектирования от частного к общему, технология «снизу – вверх». Чаще всего используется группой экспертов при разработке модели знаний сложной и объемной предметной области или для близких по структуре и содержанию предметных областей.
Каждый модуль будет иметь входящую информацию, которая состоит из набора необходимых понятий других модулей и предметных областей, а на выходе создается совокупность новых понятий, знаний, которые описаны в данном модуле.
Модуль может состоять из подмодулей. Элементарным подмодулем является неделимый элемент знания, который может быть представлен в виде базы знаний, базы данных или информационной модели. Понятия и отношения между ними представляются семантическим графом.
С помощью модульного представления знаний можно:
- организовать систему контроля посредством компьютерного тестирования, которое допускает промежуточное тестирование по каждому модулю, проведение итогового контроля по всем модулям;
- наполнить каждый модуль педагогическим содержанием;
- выявить и использовать семантические связи модулей и их отношения с другими предметными областями.
Выделяют 2 метода контроля (тестирования) некоторой системы:
- Метод «белого ящика» – тестирование экспертной модели знаний.
- Метод «черного ящика» – принцип тестирования сложной системы методом контроля входных и выходных данных.
Сложность задачи разработки тестов состоит в получении максимально объективной оценки уровня усвоения учеником проверяемых знаний.
Эксперты осуществляют подбор тестовых заданий по методу «белого ящика», а их пригодность оценивают методом «черного ящика».
Самым простым способом составления тестовых заданий является формирование вопросов к понятиям, разработка упражнений, которые требуют для их выполнения знания свойств выбранного понятия.
Более сложный этап – разработка тестовых заданий, которые определяют отношения между понятиями. Еще более глубоким уровнем заданий является их подбор, который выявляет связь понятий между отдельными модулями.
Этапы построения компьютерных тестов:
- Формализация экспертной целевой модели знаний.
- Проектирование множества тестовых заданий по методу нисходящего или восходящего проектирования.
- Формирование тестовых заданий и наполнение ими оболочки.
- Формирование полного компьютерного теста – количества тестовых заданий, которые обеспечат объективную оценку знаний ученика по изучаемой предметной области.
- Тестовый эксперимент.
- Выбор эффективного теста – оптимального по объему полного теста.
- Анализ, при необходимости его корректировка и использование теста.
Типы компьютерных тестов
Выделяют 3 основных класса компьютерных тестов для проверки знаний, умений и навыков:
-
Типы тестовых заданий на проверку знаний:
- вопросы альтернативного типа (возможны ответы «да» или «нет»);
- вопросы с выбором варианта ответа;
- информативные вопросы на знание фактов (вопросы типа «где?», «когда?», «сколько?»);
- вопросы на знание фактов, которые имеют формализованную структуру (информационную модель или схему знаний);
- вопросы по темам, которые содержат однозначные общепринятые знаковые модели: математические формулы, законы, предикатные представления, таблицы;
- вопросы, ответы на которые контролируются набором ключевых слов;
- вопросы, ответы на которые распознаются определенным методом однозначно.
-
Типы тестовых заданий на проверку навыков (состоят в распознавании деятельности: манипуляции с клавиатурой; по конечному результату):
- задания на составление стандартных алгоритмов (альтернативные или выбор правильного варианта из представленных);
- выполнение действия.
-
Типы тестовых заданий на проверку умений. Подобны к заданиям на проверку навыков, но с использованием нестандартных алгоритмов и задач предметной области при контроле времени их решения:
- задания на составление стандартных алгоритмов (альтернативные или выбор правильного варианта из представленных);
- выполнение действия.
При выборе типов тестов руководствуются:
- особенностями тестовых оболочек;
- особенностями предметной области;
- опытом и уровнем владения компьютерными технологиями экспертов.
Инструментальные тестовые оболочки
Инструментальные тестовые оболочки представляют собой специальные программы, с помощью которых можно создавать компьютерные тесты путем ввода тестовых заданий и формирования базы данных.
Инструментальные программы для создания компьютерных тестов делятся на два класса:
- Универсальные – тестовая оболочка является их составной частью. Примеры программ: «Адонис», «Linkway», «Фея», «Радуга» и т.п.
- Специализированные – предназначены только для формирования тестов. Примеры: «Аист», «I_now», «Тест» и др.