Стало общепринятым мнение, что ведущие фирмы и крупные организации России используют, как правило, зарубежные разработки в области информационных технологий. Но когда у нас в России начала работать программа замещения импорта, наши организации стали шире использовать отечественные продукты. Как показала практика, они имеют очень много преимуществ, у них меньше стоимость, они адаптированы к применению именно в России (соблюдение местных законов, сделан привычный для россиян интерфейс), у них есть отличная техническая поддержка и никакие санкции им не помеха.
Отечественные информационные технологии и их особенности
Как оказалось, фирмы, которые занимаются информационными технологиями, отлично решают проблемы промышленности, включая добычу полезных ископаемых. Если брать данные 2014 года, то в то время доля импортного программного обеспечения была равна 67 %, а аппаратных средств почти 90%. Тогда же было принято решение о начале импортозамещения в области информационных технологий, а на сегодняшний день видны результаты этой работы. Основное и самое ценное, что случилось за это время, – это смещение основных приоритетов. Например, появился проект «Цифровая экономика». В этом проекте задействована, в частности, фирма «ЕАЕ-Консалт», которая входит в государственную корпорацию «ЭнСи». Ещё в 2011 году, когда эта фирма только создавалась, зарубежные компании предложили ПАО «ЛУКОЙЛ» разработать информационную систему учёта имущества на основе имевшихся у них наработок. Только за изучение и обработку исходных данных предполагаемого проекта, они запросили очень большую оплату. Тогда совместно ООО «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» и ООО «ЕАЕ-Консалт» выступили с альтернативным предложением спроектировать подобную систему, приняв за основу имеющийся набор прикладных программ фирмы «ЕАЕ-Консалт».
На сегодняшний день уже работают шесть блоков этой системы. А цена их проектирования равна примерно половине зарубежных предложений только на изучение данных перед началом проекта. Это один из примеров удачного импортозамещения. Поскольку нефтяная отрасль самая крупная в России, то и специалисты, которые занимаются информационными технологиями в нефтяных компаниях, самые высококлассные. Конечно, конкуренция на рынке информационных технологий значительно возросла, но это, в свою очередь, способствовало росту знаний и квалификации специалистов. Хотя с другой стороны выросло количество потенциальных клиентов, которые уже стали отлично понимать все преимущества информационных технологий и стали их внедрять у себя. Как раз эти моменты и вызывают рост рынка услуг в сфере информационных технологий. Итак, сегодня для совершенствования информационных технологий есть два основных фактора:
- Развитие конкуренции среди исполнителей.
- Рост профессиональных навыков как клиентов, так и исполнителей.
Такая ситуация сильно повышает шансы на успех реализуемых сегодня в России информационных проектов.
Есть и ещё один существенный момент, – сегодня стало модным объявлять тендеры на выполнение различных работ. Область информационных технологий стала одной из сфер с самой высокой конкуренцией. Фирмы стремятся строить с каждым заказчиком отношения, рассчитанные на длительный срок, предложить клиенту большой набор услуг, начиная с простых консультаций по бизнесу и заканчивая проектированием и созданием удобных в работе информационных систем. Начинается работа с клиентом, как правило, с анализа текущей ситуации, обнаружения основных проблем и способов их разрешения. Это обеспечивает сильное конкурентное преимущество. Естественно, дух соревнования всё равно останется. Сегодня бизнесмены проводят тендеры практически по любому поводу, но именно так, вероятно, и должно быть. Но в то же время есть в России сегодня и другое направление, тендеры никто не отменял, но клиенты уже понимают, что выбор исполнителя только по предложенной самой низкой цене, не всегда является самым лучшим вариантом.
Получить «ничего» за «очень недорого» не является существенным достижением. То есть сегодня для заказчика важнее, что в итоге он получит, а ни сколько он заплатит.
Во время кризиса и когда он миновал, поменялось мнение большинства фирм в отношении способов вложения капитала и методов выполнения больших проектов. На сегодняшний день существует тенденция не вкладывать средства без подробного анализа, на основании только модных течений или просто закрыть бюджет – этот подход в частном секторе уже не применяется, все траты обязаны быть обоснованными.
Очень популярны в настоящее время системы типа Business Intelligence, которые по сути представляют собой корпоративные банки данных и разных систем формирования отчётов, выполненные на их основании. Распространённость таких методов обоснована падением прибыли фирм, что вызвало желание понять, где они теряют средства, а где зарабатывают. Эти проекты достаточно сложные и почти всегда необходима проверка всех технологических действий непосредственно у заказчика. Все проблемы не решаются только внедрением данной системы, но эти задачи очень важны и необходимы заказчику.
Современные информационные технологии и качество управления
Современные информационные технологии в значительной степени определяют качество принимаемых решений по управлению, построению плана, а иногда и на методы производства товаров и предоставления услуг. Большой уровень конкуренции вынуждает фирмы поднимать качество товаров и услуг. Как правило, заказчик в понятие качество вкладывает более обширный смысл, чем исполнитель (производитель):
- Заказчик желает иметь физически качественный товар с большим гарантийным сроком, безопасным в использовании, лёгкой установкой и применением.
- Заказчик всегда хочет высокого качества услуг по использованию товара: это касается точности и правдивости рекламных продуктов, качественного и быстрого гарантийного обслуживания и просто консультаций при его повседневном использовании.
- Заказчик ценит психологические моменты: вежливое обслуживание при продаже, репутация товара и тому подобное.