Регламент выполнения процесса «Контроль поставок товара» — это регламент закупок, с рекомендациями по оптимизации закупочной деятельности в организации.
Введение
Эффективная хозяйственная деятельность организаций в разных отраслях по многим параметрам зависит от системы управления поставками. Величина необходимых оборотных средств, потребность в них, затраты организации определяются количеством приобретаемых материалов и сырья. Эффективность процесса управления закупками существенно влияет на рост потребительской ценности готовой продукции за счёт обеспечения качественными материалами, доставленными в необходимую точку и в заданные сроки, что обеспечивает отличный сервис для клиентов и сокращает издержки путём оптимизации процессов управления закупками.
Наука об управлении материальными и сопряжёнными с ними й финансовыми, информационными, сервисными и другими потоками, призванная оптимизировать функционирование хозяйствующих субъектов на базе эффективного применения всех типов ресурсных возможностей, называется логистикой. Методики логистики обладают универсальным характером, что предопределяет возможность их использования фактически в любой из отраслей хозяйственной деятельности. Логистика подразделяется на разные направления, но главным считается деление логистики на функциональные и предметные, то есть, отраслевые, типы.
К числу функциональных типов следует отнести:
- Снабженческую логистику (логистику закупок).
- Логистику, действующую внутри организации.
- Сбытовую логистику (логистику распределения).
К предметным (отраслевым) типам относится логистика:
- Отраслей, связанных с добычей полезных ископаемых.
- Отраслей, связанных с промышленным производством.
- Строительных отраслей.
- Сельскохозяйственных отраслей.
- Фармацевтической отрасли.
- Социально-культурной сферы.
Необходимо отметить, что предметные типы логистики являются синтезом общей теории логистики и экономики в соответствующих отраслях хозяйственной деятельности.
Разработка регламента выполнения процесса «Контроль поставок товара»
Отдельное место в общей системе логистики занимает логистика закупок. Закупки являются основополагающим процессом каждого производства, так как любая хозяйственная деятельность должна начинаться с закупок требуемых ресурсов. Оптимально выполненные закупки способны обеспечить коммерческую успешность компании.
Под закупочной логистикой понимается процесс управления материальными потоками в ходе закупки организацией материальных ресурсов. Все организации, занимающиеся производством или торговлей, должны иметь в своём составе службу, занимающуюся закупкой, доставкой и временным хранением сырья, полуфабрикатов и других товаров.
В странах с рыночной экономикой основной целью логистики закупок считается максимальное удовлетворение производственных нужд в материалах при обеспечении наибольшего экономического эффекта. Материально-техническое обеспечение является одним из главных звеньев в различных видах хозяйственной деятельности. Переход компаний и разных организаций на рыночные методы работы означал изменение содержания материально-технического обеспечения, а именно, организации могут без ограничений приобретать материалы и сырьё у разных поставщиков и иных субъектов рынка. В таких условиях при приобретении материалов организации обязаны использовать принцип свободного ценообразования, равноправия партнёров в их коммерческих отношениях, экономической ответственности при закупке материалов и сырья.
На основании исследовательских научных работ и практики хозяйственной деятельности Российских и иностранных компаний можно выделить следующие основополагающие принципы закупок:
- Принцип надёжности.
- Принцип системности.
- Принцип комплексности.
- Принцип гибкости.
- Принцип контролируемости.
- Принцип превентивности.
Принцип надёжности определяет безопасность передвижения материальных ресурсов в цепи поставок при условии гарантирования бесперебойной работы правильно организованного процесса. Повсеместное применение передовых технических средств по перемещению и управлению движением материальных и сопряжённых с ними потоков информации для того, чтобы повысить их качество и скорость.
Принцип системности предполагает рассмотрение процесса закупок как системы, которая может быть реализована установлением надёжных взаимоотношений внутри компании среди департаментов, отделов и работников, а также с внешними организациями-партнёрами в границах договорного сотрудничества. Организация координации работы сотрудников, занимающихся закупками материальных ресурсов, а также централизованный контроль за исполнением их задач. Определение взаимосвязи материальных затрат по отдельным операциям при осуществлении закупок со стратегическим планированием компании.
Принцип комплексности в работе по закупкам заключается в реализации централизованной координации всех действий по логистике, обеспечивающих производственные процессы материальными ресурсами.
Принцип гибкости подразумевает способность оперативной реакции на изменения спроса. Целенаправленное формирование запасов материальных резервов согласно долгосрочным и краткосрочным планам организации.
Принцип контролируемости предполагает непрерывное отслеживание перемещений и коррекций в потоках материальных ресурсов и оперативное изменение из передвижений как внутри компании, так и при доставке, включая использование диспетчеризации закупочных операций.
Принцип превентивности дополняет принцип контролируемости, поскольку предполагает выполнение постоянного мониторинга реализации отдельных процедур при закупках для недопущения отклонений и непропорциональности в системе по управлению закупками.