На сегодняшний день органы таможен всех государств должны следовать в фарватере непрерывно изменяющихся параметров мировых торговых отношений. С общемировой точки зрения они обязаны способствовать их совершенствованию, но с точки зрения конкретного государства, их прямая обязанность пресекать и не допускать нарушения закона в области таможенных правил, что служит общему делу обеспечения безопасности. В этой двоякой и нетривиальной ситуации очень полезным становится применение информационных технологий в области таможенных процедур.
Применение информационных технологий в таможенном деле
Главной задачей информационных технологий считается формирование информации и управление ею в различных системах, в нашем случае в системе таможни. Для выделения традиционной технологии среди набора терминов, существует термин «предметная технология», который означает очерёдность этапов технологии, преобразующих начальные информационные данные в конечный результат. К примеру, информационная технология выполнения операций на таможне заключается в получении исходных документов (данных), которые в финале преобразуются в конечный документ, называемый таможенной декларацией. Этот документ, вместе с комплектом предусмотренных законом других дополнительных формальностей, меняет содержимое информационно - справочных баз, что далее ведёт к передвижению финансовых средств и изменению балансов на счетах различных юридических лиц.
Прогресс в области стандартизации и ориентированное на сервис построение программного обеспечения, ведут к постоянному совершенствованию технологий, что обеспечивает основание для проектирования и ввода в эксплуатацию новых информационных технологий таможни. Такие технологии увеличат предрасположенность органов таможни к взаимовыгодной совместной работе с другими государственными органами. В будущем будут, вероятно, созданы системы по организации их совместной работы, что существенно упростит все операции на границах. Также должны быть выработаны общие для всего мира стандарты, что позволит ввести повсеместное применение ориентированного на сервис программного обеспечения и новых типов систем управления информационными технологиями.
Ориентированная на сервис архитектура программного обеспечения является основанием информационных технологий для объединения процессов бизнеса, которые регулируются разнообразными системами. Организации смогут пользоваться этими услугами, так как будут выработаны всеобщие, не ущемляющие права торговцев, стандарты, основанные на современных технологиях интернета.
Предназначение ориентированной на сервис структуры программного обеспечения – сделать оптимальными процессы индивидуального и коллективного бизнеса. Кроме того, она предоставит возможность клиентам наблюдать в режиме реального времени за действиями таможенных органов на границах и в других учреждениях, что явится абсолютно новым подходом к работе с информацией и доступа к ней. Она даёт модель технологии для администраций таможен всех государств мира и унифицирует их работу, с учётом различий в местных законах и процедурах оформления.
Применение информационных технологий в сфере идентификации
Постоянный рост количества туристов и мирового товарообмена вместе с всё более острой проблемой безопасности, явились поводом для обновления условий задач в сфере идентификации личностей пассажиров, а также товаров и грузов. Применение новых методов информационных технологий позволит усовершенствовать возможности таможен точно определять, как личности пассажиров, так и выборочно контролировать грузы. Сначала по специальным алгоритмам с установленным уровнем соответствия выделяется неточное соответствие и распределение результатов. Затем уже целый набор алгоритмов (или их комбинация) помогает достичь высокую точность в оценке совпадений. Данная информационная технология поиска и совпадения уже работает и даёт возможность органам таможен проверять декларации конкретного направления за относительно малый временной интервал.
Ожидается, что уже к 2020 году биометрические методы контроля пассажиров будут главными и повсеместно внедрёнными, что обеспечит полную идентификацию туристов, опираясь на следующие параметры:
- Дактилоскопия
- Сканирование радужной оболочки глаза.
- Использование систем распознавания голосовых параметров для личной идентификации.
Использование биометрических технологий более надёжно, чем изучение предъявленных человеком сведений и документов, таких как паспорт или другие официальные бумаги, которые могут быть подделаны или добыты путём обмана. Например, в Соединённых Штатах внедрение системы биометрического контроля Global Entry началось в далёком уже 2008 году.
Но помимо идентификации людей биометрическая технология может служить и для контроля пересечения границ представителями животного и растительного мира, и, в частности, тех, которые находятся под защитой Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны(CITES), которым грозит полное исчезновение. Сегодня для идентификации вида (подвида) любого животного или растения на таможнях применяют Краткий определитель животных и растений, входящих в списки CITES. Таможенный работник, поочерёдно внося ответы на поставленные вопросы о существенных наружных признаках объекта, в итоге видит перечень наиболее вероятных животных или растений. Но лучше зарекомендовали себя количественные способы определения и классификации набора признаков для точного определения вида животного. Для этого вполне реально применение уже существующих технологий биометрии, используемых для идентификации людей, и плюс к этому способы автоматизированного определения различных видов животного мира, которые распространились из-за повсеместной торговли животными.