Применение информационных технологий в психологии
Объёмы информационных данных в области психологии непрерывно возрастают, и чтобы облегчить работу психологов, желательно автоматизировать некоторые сложные моменты их деятельности. Это актуально не только при различных тестированиях в повседневной практике рядовых психологов, но и для эффективного ведения различных научных исследований (при этом информационные технологии становятся не вспомогательным, а основным инструментом работы). В сфере психологии сегодняшний уровень развития информационных технологий существенно увеличивает возможности анализа и переработки информационных данных в различных исследованиях. Сегодня специалистам-психологам стали доступны новые методы, ещё вчера требовавшие сложнейших математических вычислений.
Главными векторами использования информационных технологий в психологии являются:
- Работы по формированию информационных баз данных и справочников.
- Диагностика на основе компьютерной техники.
- Моделирование явлений и процессов психики при их исследовании.
- Статистическая обработка полученных результатов.
- Постановка различных экспериментов.
- Автоматизированная переработка исходной информации.
Среди очевидных достоинств автоматизированного фиксирования итогов психологических исследований и их обработки, можно особо выделить снижение практически до нуля вероятности появления ошибок и, конечно, существенное сокращение времени, необходимого для первичной обработки информационных данных. Но наиболее востребованной сегодня областью по автоматизированной передаче, сохранению и анализу информационных данных по психологии остаётся соединение всех вышеизложенных пунктов в одну большую систему.
Очень важным фактором в деятельности психолога является разное программное обеспечение. Оно делится на специальные программы, целенаправленно спроектированные для работы в сфере психологии, и программы общего применения или многофункциональные, находящиеся в открытом доступе для всех пользователей.
Современное программное обеспечение выполняет анализ данных статистики и выводит результаты в очень удобной форме. Это могут быть таблицы, схемы, диаграммы и графики. Кроме того, с помощью специальных макросов можно выполнить моделирование структуры и матаанализ, используя имеющийся набор статданных.
Роль информационных технологий в психологии
Сегодня программное обеспечение методов психодиагностики позволяет существенно упростить получение эмпирической информации и её начальную (первичную) переработку. На этом основании могут быть сформированы конкретные отчёты о психодиагностическом состоянии и проведён анализ средних показателей по тенденциям в определённой группе.
Каждый этап исследований в сфере психологии может быть выполнен на основе информационных технологий, что даёт специалисту большой набор инструментов, который позволяет разрешить всё многообразие сегодняшних задач.
Программное обеспечение, применяемое в психологии, можно условно разделить по:
- Типу программы, который бывает специальным или общего назначения (многофункциональным).
- Периоду исследования (этапу), к которому применима эта программа.
Грамотное использование возможностей этих программ позволяет психологу:
- Сформировать структуру и сделать интерпретацию итогов экспериментов по психологии.
- Разрабатывать и применять на практике разные способы тестов.
- Строить математические модели процессов психологии.
- Находить и использовать новые методы психической диагностики.
- Повысить уровень эффективности работ, применяя информационные технологии на основе компьютерного оборудования, так как можно выполнять тест сразу не одного человека, а группы.
- Сократить до минимума рутинную работу с бумагами и увеличить точность итоговых результатов, так как практически исключается влияние человеческого фактора.
Ресурсы информационных систем
Информационные системы применяют в своей работе следующие категории ресурсов:
- Электронные вычислительные машины и оборудование на их основе.
- Прикладные и системные программы.
- Информационные ресурсы.
- Ресурсы лингвистики.
- Людские ресурсы
Естественно, что, хотя их и нет в перечне необходимых ресурсов автоматизированных информационных систем, но по умолчанию имеется ввиду, что для их работы нужны ещё и многие другие компоненты: здание (помещение), аппаратное обеспечение, различная оргтехника, снабжение электроэнергией и так далее.
Основанием информационных систем могут выступать разные технические средства:
- Персональные электронные вычислительные машины.
- Мейнфрейм (от англ. mainframe) — это мощный унифицированный сервер, с высокой производительностью и надёжностью, с большими ресурсами ввода-вывода, большим объёмом оперативной и внешней памяти.
Информационные системы могут быть построены как на отдельных электронных вычислительных машинах, так и с применением различных сетей (локальных или глобальных). Для обеспечения связи между элементами информационных систем, работающих в таких сетях, применяется оборудование для коммуникации. К нему можно отнести выделенные или переключаемые проводные и беспроводные каналы связи, разное специальное сетевое оборудование, и также приёмо-передающие устройства.
Системное программное обеспечение содержит операционные системы, которые предназначены для применяемых аппаратных средств. Они могут иметь разные операционные оболочки, которые улучшают свойства интерфейса пользователя. Информационные системы применяют также и различное прикладное программное обеспечение, как типовое, так и специальное.