Информационные технологии — это набор процессов и методов поиска, сбора, сохранения, переработки, предоставления и распространения информации.
Введение
В начале прошлого века было положено начало стремительному прогрессу в области информационных технологий. В сегодняшней действительности продукты этой сферы можно встретить практически во всех сферах человеческой деятельности. Использование информационных технологий носит очень разноплановый характер. Сегодня фактически каждый служащий, менеджер, специалист других направлений использует персональный компьютер и смартфон для исполнения своих каждодневных профессиональных обязанностей. Правда, следует заметить, что сегодня также нет строгой и ясной формулировки термина «информационные технологии» и можно повстречать различные определения данного понятия.
Тем не менее, большинство учёных и специалистов сегодня полагают, что верной является следующая трактовка термина «информационные технологии». Информационными технологиями являются технологии, базирующиеся на новейшем компьютерном оборудовании и коммуникационных средствах. При этом они выступают как набор различных процессов, влияющих на информационные данные и служат инструментом для их поиска и хранения. Такие технологии позволяют организовать взаимный обмен данными между пользователями и являются методом формирования законодательства, принятия общих решений и содействия прогрессу государственной системы права.
Информационные технологии в юридической деятельности
Передовые научные и технические достижения применяются в самых разных сферах человеческой деятельности. В частности, информационные технологии широко используются в области юриспруденции. В этой сфере они позволяют решать обширный набор проблем, возникающих при исполнении юристами своих профессиональных обязанностей. В первую очередь, информационные технологии в юридической деятельности призваны оказать помощь в ускорении поиска, обработки и реализации анализа необходимых информационных данных.
Кроме того, их используют для оперативного обмена различными сообщениями, и для отправки данных, требуемых государственным учреждениям, включая и судебные действия. Информационные технологии в юриспруденции призваны оказывать помощь сотрудникам в получении не только данных по правовым вопросам. Они способны помочь в поиске различных аналитических и статистических данных, требуемых для решения разнообразных проблем.
Юристам также предоставляются данные из различных смежных сфер человеческой деятельности. Такая информация может быть найдена в специализированных базах информационных данных, программных справочных приложениях из области права или во всемирной сети интернет. Развитие информационных технологий позволяет юристам значительно уменьшить затраты времени на анализ множества версий, предполагаемых особенностям дела, для выделения из этого множества оптимального варианта. Это помогает осуществить наиболее взвешенный выбор решения в границах практического правового инцидента. Сегодня каждое рабочее место корпоративного юриста, юрисконсульта или адвоката оснащено компьютером, который даёт возможность выполнять оперативный поиск в разных правовых системах. Для обеспечения непрерывного доступа к этим возможностям, создаются отделы информационных технологий. Специалисты таких отделов сопровождают правовые программы и гарантируют исполнение единой технологической политики организации.
Основным и наиболее ценным достижением информационных технологий, существенно облегчившим деятельность каждого юриста, явилась разработка справочно-правовой системы. В начале семидесятых годов прошлого века накопился огромный по своим масштабам объём информации, представленной в бумажном формате, а именно документации по внутренним и международным правовым отношениям и большое количество других документов. С течением времени становилось все сложнее работать с такими бумажными массивами информации. Но затем пришло время развития информационных технологий, что предоставило возможность юристам обратиться за помощью к компьютерным специалистам, которые с успехом решили поставленную задачу.
В 1967-ом году программный продукт для работы с юридической информацией был реализован в Европе. В Советском Союзе первую справочно-правовую систему создали в 1975-ом году, но первоначально её могли использовать далеко не все юристы. И лишь в конце восьмидесятых годов прошлого века ситуация в корне изменилась. Было спроектировано много правовых систем, предназначавшихся для широкого круга юридических специалистов. В 2011-ом году увидели свет и мобильные варианты справочно-правовой системы, которые были способны работать на карманных персональных компьютерах и других мобильных устройствах.
Очередной этап в развитии информационных технологий в юриспруденции был связан с появлением автоматизированных информационных систем. На текущий момент такие системы успешно применяются в государственных учреждениях, делопроизводстве, и иных типах деятельности. К примеру, существуют автоматизированные информационные системы, предназначенные для использования в деятельности правоохранительных органов. Одни из них способны выполнять роль электронных способов доказательства (АГИПС, АДИС и другие), другие применяются в мероприятиях по розыску преступников и просто пропавших людей (например, «Сова», ГИС «Зеркало»). Чтобы повысить удобство применения автоматизированных информационных систем, в органах правопорядка примерно с 2005 года были внедрены автоматизированные рабочие места. Это стало очередным шагом к созданию единой информационной и телекоммуникационной системы Министерства внутренних дел России.