Сущность декодирования
Под декодированием информации понимается процесс обратный по смыслу кодированию. То есть при декодировании информация на выходе выдаётся в исходном виде, который она имела перед началом кодирования и который доступен для восприятия адресатом.
Основной задачей декодирования является правильное понимание текстового сообщения получателем, который должен понять его смысл именно так, как ожидает респондент, отправивший закодированную информацию. При дешифровке сообщения очень важны конкретные нюансы восприятия адресатом принимаемых информационных данных. В качестве примера можно привести способность людей к субъективной реакции и предвзятому отношению к произошедшим событиям. Каждый человек по-своему воспринимает одни и те же моменты объективной реальности. Это означает, что при выполнении передачи и приёма информации необходимо принимать во внимание личностные особенности.
Модель кодирования и декодирования информации
Лучше всего представляет основные характеристики процесса кодирования и последующего декодирования информации коммуникационная модель С. Холла, которая рассматривает формирование отправляемого сообщения и его последующее восприятие получателем. Теория Холла основана на использовании главных принципов семиотики и структурализма. Согласно этим принципам, передаваемое сообщение, вне зависимости от заложенного в нём смысла, может быть построено при помощи символов (знаков), которые обладают явными и неоднозначными (подразумеваемыми) значениями (смыслами). Они находятся в прямой зависимости от конкретного коммуникатора, то есть человека или алгоритма, выполняющего кодирование.
Основой семиотики является утверждение, что многозначность смыслов напрямую зависит от смысловых значений, зашифрованных в комбинациях знаков конкретной социальной культуры людей, выполняющих кодирование и декодирование, от истоков языка, который выступает инструментарием информационной системы.
Семиотика анализирует смысловое значение информации, заложенной в текстовое сообщение, и выделяет семантику текста, которая и кодировалась в начале.
По теории Холла коммуникаторы способны пропагандировать различные идеи и могут выполнять разные манипуляции языковыми группами и медийными ресурсами. С другой стороны, те, которые получают информацию, совсем не всегда должны её декодировать и воспринимать, а в состоянии сопротивляться и не попадать под влияние разных идеологических догматов.
Сформулировать и построить такую модель С. Холл смог с помощью использования телевизионных технологий. Но эта модель достаточно универсальна и может быть использована в самых разных областях общественной (массовой) информации. По сути, смысл теории состоит в том, что медийное сообщение проделывает путь от отправки до получения и при этом может существенно видоизменяться. Конечным итогом такого преобразования является отправка средствами медийной коммуникации информации, которая будет оппозиционной или правильной по мнению органов власти, различных общенародных, политических социальных и культурных сообществ.
Самые известные форматы кодирования – это стандартные медиа области, популярные в обществе:
- Телевизионные передачи музыкального и развлекательного жанра, киносериалы.
- Новости спорта, экономики, политики.
- Различные шоу, интересные простому обывателю.
Во все эти передачи закладывается некое смысловое содержание, встраиваются руководящие положения для определённой целевой аудитории, и оно имеет определённую векторность. С другой стороны, публика воспринимает содержание по-своему, оценивает, предложенные средствами массовой информации сообщения, своей «смысловой структурой», которая сформирована на личном опыте, идеях и понятиях о здравом смысле. Разные людские группы, по сути разные культурные слои, обладают своими личными социальными и культурными нишами в этническом пространстве и абсолютно не схожие воззрения на передаваемые средствами массовой информации данные.
По этой причине Холл сформулировал свои выводы о том, что кодировка и декодировка информационных данных могут не совпадать между собой до полной идентичности. Смысл расшифрованного уже предопределён имеющимися в наличии медийными жанрами и совместными группами языков. Следует понимать, что декодированный смысл сообщения, вполне способен изменить направление и будет отличаться от исходно заложенного. То есть тот, кто получил сообщение, возможно увидит информацию, заложенную, по его мнению, между строк и может даже сделать попутку переиначить изначальный смысловой посыл сообщения.
Итак, основные моменты теории С. Холла:
- Возможны разные смыслы, заложенные в текстах сообщений.
- Главенство получателя информации в расшифровке её смыслового значения.
- Существую различные сообщества по интерпретации сообщений.
На основании вышеизложенного можем дать определение получателя информации. Это человек, который принял переданное сообщение и воспринял (интерпретировал) его в рамках своего мироощущения.
Дешифровка (декодирование) информационных данных это процесс, позволяющий вычленить смысловую часть переданного послания.
В качестве получателя сообщения возможны как несколько человек (группа), часть сообщества, так и просто одно лицо. В случае, когда сообщение адресовано более, чем одному человеку, то это будет аудиторная коммуникация. Чтобы получатель информации мог осмыслить и понять текстовое сообщение, у него должен присутствовать некоторый набор качеств и особенностей, которые очень важны и от которых зависит эффект коммуникативного процесса. Основным моментом является умение человека адекватно воспринять и правильно декодировать принятую им информацию. Этот фактор определяется жизненным опытом, уровнем компетентности в данном вопросе, его восприятием отдельных субкультур, уровнем образования и интеллектуальности, наконец, просто уровнем культуры и зависит конкретно от социальных и культурных рамок коммуникативного процесса. Как реагирует получатель на сообщение будет некоторым индикатором уровня эффективности процесса коммуникации.