Цифровые образовательные ресурсы, применяемые на уроках в начальной школе — это отображенные в цифровом формате фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивные модели, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, а также другие учебные материалы, используемые для обучения младших школьников.
Введение
Принятые и уже действующие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) практически обязали преподавателей применять в процессах обучения школьников информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и обучать оптимальному применению их учениками. Использование цифровых (электронных) образовательных ресурсов предоставляет преподавателю следующие преимущества:
- На уроке экономится время.
- Более глубокое погружение в материал.
- Повышается мотивация к обучению.
- Наличие возможности одновременно использовать аудио-, видео- и другие файлы мультимедиа.
- Привлекаются различные виды деятельности, то есть это возможность мыслить и спорить, а также рассуждать.
Ученикам цифровые образовательные ресурсы дают следующие преимущества:
- Появляется содействие повышению уровня успеваемости учеников по данному предмету.
- Даёт возможность ученикам испытать свои возможности в новых ролях.
- Способствует формированию навыков самостоятельной эффективной работы.
- Предопределяет возможность успешной ситуации для всех учащихся.
- Занятия становятся необычайно интересными и повышают мотивацию.
- Ученики приобретают вкус к творческой деятельности и повышают свой уровень самооценки.
Цифровые образовательные ресурсы на уроках в начальной школе
Занятия с применением цифровых образовательных ресурсов делают уроки особо интересными, значимыми и мобильными. В качестве цифровых ресурсов применяются практически любые материалы, при этом педагогу не нужно подготавливать к урокам множество энциклопедий, репродукций, других материалов, так как все они уже есть на небольшой флэшке или карте памяти, а может и на компакт-диске. Применение цифровых образовательных ресурсов на разных занятиях в начальной школе даёт возможность перехода от объяснительного и иллюстрационного способов предоставления знаний к обучению с конкретной деятельностью, при которой ученик превращается в активного субъекта процесса обучения. Это помогает ученикам осознанно усваивать пройденный материал.
Грамотное применение достижений передовых информационных технологий в начальной школе предоставляет возможность:
- активизировать познавательную деятельность учеников, повысить их успеваемость.
- достигать поставленные цели обучения при помощи новейших цифровых и электронных учебных материалов, которые предназначены для применения на занятиях в начальной школе.
- развития навыков самоконтроля и самообразования у учащихся начальных классов, а также возможность сделать обучение более комфортным.
- понизить дидактические трудности у учеников.
- повысить активность и инициативность учеников младших классов на уроках, развивать информационное мышление учащихся.
Очень важным моментом образования в нынешних реалиях считается изначальное воспитание информационной компетентности, позволяющей эффективно применять возможности информационных технологий и интеграционный подход в процессе обучения, которые позволяют добиться экономии времени и фактической разгрузки учеников.
Оптимальное сочетание традиционных методов обучения с применением современных технологий считается одним из необходимых условий высококачественного сегодняшнего образовательного процесса. Применение новых информационных технологий в нынешней начальной школе считается наиболее важным аспектом усовершенствования и оптимизации учебных процессов, обогащения набора методик и способов, которые позволяют сделать более разнообразными форматы работы и делают занятия интересными и памятными для учеников.
Главными тенденциями сегодняшних реалий образовательного процесса считаются следующие моменты:
- Не следует помнить весь значительный информационный объём готовых познаний, нужно уметь их использовать, находить ориентиры в их системной организации, то есть при обучении нужно формировать функционально грамотного ученика, как личность.
- Не нужно выучивать всё подряд, а следует научиться отбирать самое важное и интересное.
- Не следует выискивать уже готовые ответы, а нужно самому открыть новое, делать выводы, вырабатывать решения и нести за них ответственность, применяя проблемную и диалогическую технологию. Это создаёт мотивацию у учеников, и самое главное готовит их к самостоятельному разрешению появляющихся проблем, то есть к тем жизненным ситуациям, в которых нужно применять накопленные познания и умения.
Методы применения цифровых образовательных ресурсов в учебном и воспитательном процессе учеников младших классов предполагают использование электронных пособий прямо при подаче новых материалов или закреплении пройденных тем. Применение цифровых образовательных ресурсов, в частности в начальной школе, даёт возможность с минимальными затратами времени формировать наглядные пособия и, следовательно, повышать уровень наглядности и увлекательности уроков, осуществлять визуализацию уроков при помощи мультимедийных компонентов, которые можно изменять при возникновении такой потребности.
Необходимо подчеркнуть значительные возможности исполнения учениками самостоятельных работ с электронными учебными курсами. Эту работу можно осуществить при подготовке учащимися домашней работы. Тут может потребоваться весь набор материалов учебного комплекса, а именно, анимационные, видео, звуковые и другие файлы. При таких методиках применения цифровых образовательных ресурсов у учеников появляется значительный интерес к изучаемому предмету.