Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Информационная безопасность. Основы и методы защиты информации

Все предметы / Информационная безопасность / Информационная безопасность. Основы и методы защиты информации

История возникновения и развития информационной безопасности

С развитием средств информационных коммуникаций, а следовательно и возможности нанесения ущерба информации, которая хранится и передается с их помощью, возникла информационная безопасность (ИБ).

Основной задачей ИБ до 1816 года была защита разного рода информации, которая имеет для субъекта (организации или конкретного человека) особое значение.

Внедрение и использование возможностей радиосвязи выявило необходимость обеспечения защищенности радиосвязи от помех с помощью применения помехоустойчивого кодирования и декодирования сигнала. Позже появились радиолокационные и гидроакустические средства (1935 год), ИБ которых обеспечивалась через повышение защищенности радиолокационных средств от воздействия радиоэлектронных помех.

Начиная с 1946 года, с широким использованием в практической деятельности электронно-вычислительных машин (ЭВМ), ИБ достигалась, в основном, с помощью ограничения физического доступа к оборудованию, которое содержало или обрабатывало защищаемую информацию.

С 1965 года развивались локальные сети, информационная безопасность которых в основном достигалась путём администрирования и управления доступом к сетевым ресурсам.

С началом использования мобильных коммуникационных устройств угрозы информационной безопасности стали гораздо серьёзнее и сложнее. Потребовалась разработка новых методов безопасности, так как для передачи и хранения информации широко использовались беспроводные сети передачи данных. Появились хакеры – сообщества людей, целью которых было нанесение ущерба ИБ разного объема (от отдельных пользователей до целых стран). С тех пор обеспечение информационной безопасности становится важнейшей и обязательной составляющей безопасности страны.

С развитием глобальных сетей для решения задачи информационной безопасности должны решаться через создание макросистемы информационной безопасности всего человечества. Передача, обработка, хранение информации сегодня происходит исключительно с помощью информационных систем. Глобальные сети позволяют решать огромный спектр задач области связи (например, через электронную почту, мобильные телефоны), развлечений (MP3, цифровое телевидение, игры), транспорта (двигатели, навигация), торговли (кредитные карты, интернет-магазины ), медицины (оборудование, архивы медицинских материалов) и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Таким образом, задачи информационной безопасности состоят в защите информации методами обнаружения, предотвращения и реагирования на атаки.

Проблемы информационной безопасности

Информационная безопасность является одним из важнейших аспектов любого уровня безопасности – национального, отраслевого, корпоративного или персонального.

Основная проблема ИБ состоит в том, что она является составной частью информационных технологий.

Технологии программирования не позволяют создавать безошибочные программы, что не может обеспечить информационную безопасность. То есть существует необходимость создавать надежные системы ИБ с использованием ненадежных программ. Такая необходимость требует соблюдения архитектурных принципов и контроля защищенности при использовании ИС. Также с развитием информационно-коммуникационных технологий, с постоянным использованием сетей значительно выросло количество атак. Но это нельзя назвать самой большой проблемой информационной безопасности, так как гораздо значительнее проблемы, связанные с постоянным обнаружением новых уязвимых мест в программном обеспечении и, как следствие, появления новых видов атак.

Над уничтожением таких уязвимых мест трудятся разработчики абсолютно всех разновидностей операционных систем, поскольку новые ошибки начинают активно использоваться злоумышленниками.

Замечание 2

В таких случаях системы ИБ должны иметь средства противостояния разнообразным атакам. Атаки могут длиться как доли секунды, так и несколько часов, медленно прощупывая уязвимые места (в таком случае вредоносная активность практически незаметна). Действия злоумышленников могут быть нацелены на нарушение как отдельно взятых, так и всех составляющих ИБ – доступности, целостности и конфиденциальности.

Масштаб последствий нарушения работоспособности программного и технического обеспечения ИС можно представить по затратам на решение «Проблемы–2000». По одним оценкам экспертов общий объём мировых инвестиций, который был потрачен на подготовку к 2000 году, составил 300 млрд. долларов, по другим данным эта сумма завышена на порядок.

Методы защиты информации

Для обеспечения безопасности информации в ИС используются следующие методы:

  • препятствие;
  • управление доступом;
  • методы криптографии;
  • противодействие атакам вредоносных программ;
  • регламентация;
  • принуждение;
  • побуждение.

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Определение 1

Препятствие – физическое преграждение пути к защищаемой информации (к техническому оборудованию, носителям информации и т.д.).

Управление доступом – методы защиты информации через регулирование использования ресурсов информационных технологий и информационной системы. Управление доступом должно препятствовать абсолютно всем возможным путям несанкционированного доступа к защищаемой информации.

Защита информации с помощью управления доступом происходит через:

  • идентификацию пользователей и персонала(присвоение персонального идентификатора);
  • опознание объекта по идентификатору;
  • проверку полномочий доступа к информации или объекту;
  • регистрацию обращений к информации;
  • реагирование (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе и т.п.) при попытках несанкционированных действий.

Криптографические методы защиты – шифрование информации. Методы шифрования широко применяются при обработке и хранении информации. Особенно надежным данный метод является при передаче информации по сети.

Защиту от атак вредоносных программ призван обеспечить комплекс различных методов организационного характера и использование антивирусных программ, результатом чего является снижение вероятности заражения ИС, определение фактов инфицирования системы; снижение или предотвращение последствий информационных заражений, уничтожение вирусов; последующее восстановление информации.

Определение 2

Регламентация – ограничение времени работы, ограниченный доступ людей к информации, ограничение доступа по определенным дням, времени суток, часам и т.п. Создание таких условий работы с защищаемой информацией нормы и стандарты по защите будут выполняются в наибольшей степени.

Определение 3

Принуждение – метод защиты информации, при котором пользователи и персонал ИС соблюдают правила работы с защищаемой информацией под угрозой ответственности (материальной, административной или уголовной).

Определение 4

Побуждение – метод, который побуждает (за счет соблюдения уже сложившихся морально-этических норм) субъектов ИС не нарушать установленные порядки.

Технические средства защиты информации делятся на аппаратные и физические.

К аппаратным средствам относятся устройства, которые встраиваются непосредственно в техническое оборудование ИС или связываются с ним по стандартному интерфейсу.

К физическим средствам относят инженерные устройства и сооружения, которые препятствуют физическому проникновению на объекты защиты и осуществляют защиту персонала, материальных, информационных и других ценностей (например, решетки, замки, сейфы, сигнализация и т.п.).

Также широко используются программные средства, предназначенные для защиты информации в ИС. К ним относятся программы паролирования, антивирусные программы, программы ограничения доступа, программы шифрования (криптографии).

Организационные средства обеспечивают мероприятия, которые делают невозможными или затрудняют разглашение, утечку, несанкционированный доступ к информации на нормативно-правовой основе.

Законодательные средства защиты регламентируют правила работы с информацией и устанавливают порядок ответственности за их нарушение. Законодательные средства защиты определяются законодательными актами страны.

Морально-этические средства защиты включают нормы поведения, которые могут быть неписанными (например, честность) или оформленными в виде правил и предписаний. Как правило, они не утверждены законодательством, но считаются обязательными для исполнения. Примером таких правил может быть свод этических правил общения в сети и т.п.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Андрей Сидоренко

Эксперт по предмету «Информационная безопасность»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис