Земская реформа как основа земского управления в дореволюционной России
Земское самоуправление в дореволюционной России – это разновидность местного самоуправления, осуществляемого земскими учреждениями практически всесословного характера.
Одной из форм местного самоуправления в дореволюционный период развития России было земское управление, которое получило отправную точку в период проведения земской реформы Александра II. В определенной мере земское самоуправление имело место и в более ранние периоды развития российского государства, однако не получило должного распространения. Наиболее значимое развитие земское самоуправление получило в XVI веке, когда система кормления получила смену за счет создания специальных органов самоуправления губных и земских учреждений. Активное создание губных учреждений осуществлялось в тридцатые годы XVI века в рамках уездов наряду с наместниками, оставшимися от системы кормления.
Губные учреждения формировались посредством проведения выборов всесословного характера, в выборах участвовали служилые люди, крестьяне и помещики. Данные органы создавались для реализации следующей цели –преследование и суд над разбойниками. Также в ведении губных учреждений входили:
- дела воров,
- заведование тюрьмами,
- процесс регистрации проезжающих и приезжих.
Выборы в губные учреждения проходили в рамках всесоюзного съезда. На съезде осуществлялось избрание старосты или главы из числа дворян или бояр. Избранное лицо направлялось в Москву, где получало официальный статус в виде утверждения и наказа. Губной староста осуществлял свою деятельность с помощью десятских и лучших людей, затем замененных целовальниками. Избрание также подлежал губной дьяк. Все избранные лица вместе формировали губную избу.
Характеристика сущности земского управления в дореволюционной России
1555 год стал годом отмены системы кормления в соответствии с указом Ивана IV. На смену этой системы были введены земские учреждения. На тот момент земские учреждения не носили всесословного характера. Из состава земских учреждений были исключены служилые люди. Действие земских органов распространялось на волости. Реализацию земской власти осуществляли земские старосты, которым подчинялись земские дьяки и лучшие люди, земские судьи. В система полномочий земской власти включались различные ветви управления: экономическая, финансовая, полицейская, судебная.
Следующий век становится этапом бюрократизации местного самоуправления – на местах вводится система приказов воеводского управления. Воеводское управление существовало наряду с земским и губным управлением. Воевода назначался центральной властью и осуществлял полномочия по контролю губных и земских учреждений. При этом он не вмешивался в их деятельность. Дальнейшие реформы способствовали тому, что воевода возглавляет губные учреждения, впоследствии упраздненные Петром I. В отношении земских органов управления воевода считался начальником только в части полицейской деятельности. Земскими органами была сохранена самостоятельность в экономической и финансовой деятельности.
Земская система местного самоуправления вместе с сословной и бюрократической и имела место в период правления Петра I. В частности, в Москве в 1699 году было сформирована палата, представляющая собой выборный орган. Данная палата совмещала статус органа местного общинного управления в городе Москве и органа, выполняющего функции центрального учреждения в отношении управления всеми городами страны. В городах создавались земские избы, в которых председательствовали земские бурмистры. Власть данных изб распространялась на свободное, но не дворянское население.
Двадцатые годы XVIII века ознаменовались заменой земских учреждений магистратами. Магистраты представляли собой сословные общины и учреждения выборного характера, ответственные за городское самоуправление. В ведении магистратов находились сбор податей, судебная власть, полиция, система образования. Суд был отделен от административной части системы. Губернаторы и воеводы были лишены права вмешательства в судебные дела, хотя наделялись правом протеста, позволяющим им останавливать реализацию решений суда.
Для системы земского управления в уездных и городских рамках был характерен антагонизм по отношению к бюрократической системе управления еще в период правления Петра I. Его преемники упразднили магистраты и в качестве единственных носителей власти на местах оставили губернаторов и воевод. При этом выборный характер применялся по отношению к некоторым должностям, находившимся в подчинении воевод.
Петр I демонстрировал усиленное государственное вмешательство в бытовую жизнь населения, нагнетал бюрократическую опеку над обществом. В противоречие с этим вступали регулярные попытки организации местного самоуправления.
Система земского самоуправления, существовавшая до революции 1917 года, фактически была заложена Екатерины II в последние 25 лет XIII века. В этот период были приняты различные нормативные акты, включая Учреждение о губерниях, Жалованную грамоту дворянства, Грамоту на права и выгоды городов. Система местных учреждений была тесно связана с сословиями.
По задумке императрицы было необходимо создать местные организации в рамках каждого сословия, так называемое сословное общество. Права этих местных организаций определялись исходя из внутреннего управления этих обществ. Такие общества были призваны решать большую часть задач местного самоуправления. Сословные общества наделялись правами замещения на выборной основе значительной части губернских, городских и уездных должностей. Управление делами сословий осуществляли предводители уездного и губернского дворянства.
Земская система подразумевала наличие земских судов, которые делились на верхние и уездные. Состав суда формировался представителями дворянства. На территории городов судебную функцию выполняли выборные магистраты.