Взаимодействие власти и институтов гражданского общества – это порядок организации взаимоотношений органов государственного и муниципального управления и общественности, в том числе средств массовой информации, при решении задач государственного и муниципального управления.
Сущность проблемы взаимодействия власти и институтов гражданского общества
Проблема организации взаимодействия власти и институтов гражданского общества обладает особой актуальностью на современном этапе построения демократического государства. Власти стремятся к обеспечению формализации своего сотрудничества с институтами гражданского общества. Такая формализация состоит в обеспечении открытости государственного и муниципального управления за счет внедрения информационных технологий в процесс взаимодействия власти и общества, а также средств массовой информации. Взаимодействие органов власти и общественных институтов должно отвечать требованиям действенности и результативности.
Институты гражданского общества – это специфические организации, призванные обеспечивать воплощение основных прав и реализацию соответствующих им обязанностей граждан, гарантом которых выступает государство.
Институты гражданского общества осуществляют свою деятельность в следующих сферах:
- во-первых, в сфере защиты свобод и прав человека. В этой сфере действует такой институт гражданского общества как Уполномоченный по правам человека, при котором действует экспертный совет, включающий в свой состав видных и признанных представителей правозащитного движения;
- во-вторых, в сфере местного самоуправления. Российская Конституция гарантирует местным сообществам право на осуществление местного самоуправления. Его основное назначение состоит в обеспечении самоорганизации населения, применении формы прямого участия граждан в решении вопросов, имеющих местную значимость. Муниципальное управление является важнейшим институтам гражданского общества;
- в-третьих, в сфере некоммерческих организаций. Некоммерческие организации выступают в качестве важнейшего института общества и экономики, позволяют гражданам реализовать процесс самоорганизации, характеризующийся элементами рыночной экономики, но призванный восполнять ее недостатки. Некоммерческие организации призваны осуществлять содействие в решении экономических проблем не только за счет государственных ресурсов, но и за счет привлечения средств граждан;
Характеристика недостатков взаимодействия власти и институтов гражданского общества
Несмотря на провозглашенные успехи, в России все еще идет построение гражданского общества, которое сталкивается со значительным количеством проблем на пути этого построения. Власти относительно недавно вступили на путь организации действенного и эффективного взаимодействия с общественными институтами. На сегодняшний день механизм такого взаимодействия еще не полностью урегулирован, а, значит, обладает рядом недостатков.
К числу недостатков взаимодействия власти с институтами гражданского общества можно отнести следующие:
- во-первых, низкий уровень социального взаимодействия. В российском обществе отсутствует доверие граждан друг другу, что ведет к высокому уровню индивидуализации граждан. Для многих граждан места их проживания выступают в качестве рамочной зоны комфорта, формируя изолированность от общества. Зачастую люди не знакомы со своими соседями, не готовы к совместному решению проблем. Объединяющие движения возникают в обществе стихийно и характеризуются кратковременностью. Для российского общества характерно формирование зоны депривации, выражающей неудовлетворенность граждан от взаимодействия с другими гражданами;
- во-вторых, неблагоприятные условия функционирования некоммерческих организаций, отсутствие мотивации для выдвижения гражданских инициатив. Основу формирования гражданской активности составляет неформальная среда, поскольку процесс создания общественных организаций в официальном порядке характеризуются высоким уровнем сложности. В результате государство практически не способно контролировать неформальные гражданские объединения, создавая им возможность для их участия в дестабилизации общественного развития. Существование неформальных объединений за рамками правового поля создает проблемы для организации взаимодействия власти с этими объединениями. Кроме того, государство всячески усложняет деятельность официально зарегистрированных некоммерческих организаций, к которым предъявляются жесткие требования;
- в-третьих, наличие системных проблем развития муниципального управления. Провозглашенная российской Конституцией независимость муниципального управления от государственной власти на практике носит достаточно формальный характер. Муниципальные власти на сегодняшний день не обладают достаточной финансовой самостоятельностью, чтобы обеспечить свою независимость от государства. Причем эта ситуация активно поддерживается государственной властью. Государство используют финансовые ресурсы для обеспечения своего контроля политической обстановки в муниципальных образованиях. Муниципальные власти сталкиваются в своей деятельности с огромным количеством проблем, обусловленных отсутствием финансовой самостоятельности. Недостаток средств не позволяет в полной мере решать вопросы, имеющие значимость для местного сообщества, обеспечивать формирование квалифицированных муниципальных кадров и так далее.
Деятельность государства должна быть направлена на урегулирование указанных недостатков взаимодействия власти и институтов гражданского общества. Решение этих проблем требует изменений системного характера, направленных на отказ власти от контроля всех сфер жизнедеятельности общества на жестких условиях. Власти должны стремиться к обеспечению прав, гарантированных российской Конституцией, а значит снижать уровень давления на общественные институты. Однако на сегодняшний день власти не готовы к таким переменам.