Введение в профессиональную деятельность – это научная дисциплина, в задачи которой входит формирование среды для осознания обучающимися будущей профессиональной специализации, соотнесения жизненных установок и целей с будущей профессиональной деятельностью, планирования личного развития в сфере будущей профессиональной деятельности, а также осознания сущности, содержания и социального назначения будущей профессиональной деятельности.
Значение введения в профессиональную деятельность
Общественные отношения, в том числе социально-экономические, сегодня активно развиваются и преобразуются, поэтому подготовка кадров помимо необходимого набора профессиональных знаний, обеспечивающих конкурентоспособность специалистов, требует также и:
- ответственного отношения к профессиональной деятельности;
- осознания социального назначения профессиональной деятельности;
- готовности к инициативной, творческой реализации профессиональной деятельности.
Информатизация и глобализация и иные социально значимые процессы определили высокую динамичность развития социально-экономических отношений, что не позволяет использовать для управленческих, производственных и иных решений в профессиональной деятельности готовых алгоритмов, полученных в процессе обучения специалистами. Сегодня наиболее востребованы профессиональные навыки специалиста к активному отклику на изменяющуюся социально-экономическую среду и готовность решать нестандартные задачи в условиях резко меняющейся внутренней и внешней среды, в том числе в условиях различных рисков и угроз. Поэтому современное профессиональное образование сегодня направлено не только на предоставление качественных специальных знаний в конкретной сфере общественной жизни, но и воспитание ответственного, инициативного подхода студентов к реализации будущей профессиональной деятельности. При этом в системе образования прослеживается негативная тенденция, направленная на формирование конечных наборов алгоритмов и правил осуществления профессиональной деятельности, использования конкретного перечня методов и инструментов для решения профессиональных задач, что не в полной мере, отвечает запросам современного общества, в том числе экономики, инновационного производства, информационного развития и пр.
Введение в профессиональную деятельность как научная дисциплина, преподаваемая в образовательных организациях, направлено на формирование условий, в которых студент может:
- осознать содержание и социальное назначение будущей профессиональной деятельности; соотнести свои жизненные установки и цели такой профессиональной деятельности;
- наметить инструменты собственного профессионального развития.
Иными словами, введение в профессиональную деятельность призвано обеспечить погружение студентов в непосредственное содержание будущей профессии, ее социальное назначение, а также роль будущей профессиональной деятельности в личной, профессиональной, социальной реализации специалиста.
Цели введения в профессиональную деятельность
Прежде всего, необходимо отметить, что вся система специальных и общих знаний, которые в процессе получения образования осваивают студенты, направлена на формирование специальных компетенций, практических навыков, коммуникационных навыков, а также ответственного отношения к профессиональной деятельности у будущих студентов. Дисциплина введения в профессиональную деятельность также предполагает решение значимых для получения профессионального образования задач. К числу таких задач относятся:
- воспитание общей и профессиональной культуры будущих специалистов;
- более глубокое усвоение выбранной профессии, а также осознание мотивов выбора будущей профессии посредством получения полной информации относительно сущности, назначения, специфики будущей профессиональной деятельности;
- ориентация будущих специалистов на профессиональное и личностное развитие и саморазвитие;
- ориентация будущих специалистов на ответственное, инициативное отношение к будущим профессиональным обязанностям и др.
Таким образом, дисциплина введения в профессиональную деятельность решает не только специальные образовательные задачи, но развивает и воспитывает личность будущего специалиста, тем самым обеспечивая успешность его последующей профессиональной деятельности. Здесь важно отметить, что ориентация будущих специалистов на инициативное и добросовестное отношение к собственной профессиональной деятельности возможно только посредством эффективного выстраивания образовательного процесса, которое:
- предполагает постоянное освоение новых методов и инструментов профессиональной деятельности;
- стимулирует творческий подход к решению профессиональных задач;
- обеспечивает освоение знаний путем применения новейших образовательных, в том числе информационных, технологий.
Особенности введения в профессиональную деятельность
Как и всякая научная дисциплина, введение в профессиональную деятельность предполагает специфические характеристики собственного содержания, к числу которых относятся:
- ориентированность на формирование профессиональной интеллектуальной информационной среды, которая позволяет студентам активно искать, усваивать информацию и формировать необходимый категорийный аппарат и инструментарий для решения профессиональных задач, а также непосредственно решать профессиональные задачи посредством применения освоенных знаний;
- ориентированность на включение будущих специалистов в процессы профессионального развития и саморазвития, то есть стимулирование будущих специалистов к самостоятельному поиску и освоению необходимой специальной информации для наиболее эффективного решения профессиональных задач и собственного личностного, профессионального, социального развития и др.