Стратегия реформирования системы государственного управления – это долгосрочная политика государства, направленная на совершенствование системы государственного управления с целью получения максимального результата от этого управления и достижения высокой степени удовлетворенности населения действиями государственной власти.
Необходимость реформирования системы государственной власти
Российская система государственной власти устойчиво характеризуется неэффективностью при решении многих социальных и экономических проблем. К числу наиболее значимых причин несостоятельности государственной власти выступает слабость государственно управленческих институтов, которые препятствуют модернизации государства в политическом и социально-экономическом смысле. Слабость государственного управления стала причиной кризиса в системе государственной власти, обусловленного использованием методов «ручного управления» вместо антикризисных мер.
Основным фактором кризиса государственного управления в Российской Федерации выступает специфичность развития России, проявляющаяся в сочетании динамического роста экономики с явлением стагнации или даже ухудшения институциональной сферы.
Для последних лет характерно нарастание экономического вмешательства государства в развитии страны. Государственные структуры все активнее вмешивается в экономические отношения, стремясь нивелировать отрицательные экономические эффекты для населения страны.
Характеристика проблем реформирования системы государственного управления
Любая реформа сталкивается с определенными проблемами, не является исключением и реформа системы государственного управления.
В составе наиболее значимых проблем реформирования государственного управления можно обозначить неготовность государственных служащих к изменению их положения, ограничению полномочий, ужесточению требований. Эффективное проведение реформы государственного управления требует понимания и принятия содержания этой реформы государственными служащими, фактически обеспечивающими ее реализацию.
Также к числу проблем реформирования государственного управления в Российской Федерации можно отнести отсутствие продуманного подхода к осуществлению государственных реформ. Фактически государственное управление в России с момента отказа от советской власти находится в режиме перманентного реформирования, в условиях которого проводимые реформы зачастую противоречат друг другу. Государственное управление нуждается в продуманной политике реформирования, включающей последовательно осуществляемые этапы, предусматривающие отказ от резких изменений.
Проблемой реформирования государственного управления также можно считать отсутствие понимания и принятия государственных реформ со стороны населения, которое не всегда осознает какими целями и задачами руководствуется государственная власть при осуществлении тех или иных изменений. Граждане скептически относятся к реформам государственного управления, считая, что с течением времени ничего не меняется.
Население отмечает высокий уровень бюрократизации государственной власти в России, наличие административного давления на предпринимательство, избыточность и дублирование функций государственного управления.
Проблемой реформирования государственного управления также может являться отсутствие согласованности между реформами государственной власти на федеральном и региональном уровне, отставание муниципального управления от реформируемой государственной власти.
Федеральные власти при проведении реформ государственного управления зачастую практическую реализацию этой реформы перекладывают на региональный и муниципальный уровень, который в полной мере не способен обеспечить эффективное воплощение всех необходимых мероприятий, в том числе из-за недостатка финансовых ресурсов.
Одной из проблем реформирования государственного управления является кадровая проблема, выражающаяся в нехватке или отсутствии квалифицированных государственных служащих, способных воспринять новые цели, принципы и задачи государственного управления, способствовать проведению реформирующих мероприятий, обеспечивать достижение результата реформ.
Государственная служба отличается невысоким уровнем заработной платы по сравнению с частным сектором, что не способствует притоку квалифицированных кадров в систему государственной службы. Исключение составляют высшие должности государственного управления. В результате государственная власть сталкивается с дефицитом кадров, отрицательно влияющим на качество и эффективность государственных реформ.
Недостатком реформирования государственного управления является отсутствие единого подхода к перестройке государственной власти на всех уровнях и во всех административно-территориальных единицах.
Перспективы реформирования государственного управления
Наиболее общей перспективой реформирования государственного управления в Российской Федерации можно назвать непрерывное стремление государственной власти к своему совершенствованию, ведущему к выработке и воплощению все новых реформ государственного управления.
Государственная власть стремится к снижению бюрократических барьеров при взаимодействии с населением и хозяйствующими субъектами за счет упрощением процедуры обращения за государственными и муниципальными услугами. Дальнейшее реформирование государственной власти предполагает совершенствование механизма функционирования многофункциональных центров, выступающих в качестве посредников между населением и органами государственного и муниципального управления при оказании государственных и муниципальных услуг.
Также значимой перспективой реформирования государственного управления является решение кадрового вопроса, обеспечивающего повышение значимости конкурсного отбора государственных служащих.