Стратегическое управление в публичной сфере – это одно из направлений публичной власти, основанное на ситуационном и системном подходах к процессу управления.
Сущность управления в публичной сфере
Публичная власть выступает в качестве открытой системы. В основе успешности публичной власти находятся предпосылки, обусловленные не внутренней организационной структурой, а факторами, находящимися за ее пределами. Таким образом, эффективность и успешность публичной власти обусловлена ее способностью к приспособлению к внешним воздействиям и окружению. Если совокупность органов публичной власти устойчива по отношению к воздействию внешней среды, имеет возможность получать максимальную выгоду в сложившихся условиях, то можно рассчитывать на эффективный результат публичного управления.
Система публичной власти включает следующие элементы:
- во-первых, совокупность методов государственного управления и методов рыночного саморегулирования, сочетание которых строится в соответствии с прямыми и обратными связями, обусловленными процессом принятия управленческих решений;
- во-вторых, институты публичного управления, функционирующие в качестве открытых систем;
- в-третьих, управленческие приемы и методы, характерные для полицентрического типа системы хозяйствования.
Деятельность публичной власти и должностных лиц органов публичного управления в настоящее время выходит за пределы простого реагирования на события в обществе. Современному обществу необходимо сознательное управление изменениями, основанное на научно-обоснованных процедурах предвидения, регулирования, приспособления к динамике внешней среды. Основополагающие характеристики внешней среды публичного управления (изменчивость, динамичность, неопределенность) актуализирует значение стратегического управления в публичной власти.
Характеристика стратегического подхода к публичной сфере
Стратегический подход к публичной сфере представляет собой сложную, динамическую систему, которая изменяется во времени и пространстве по своим параметрам, находится под влиянием факторов внешней среды, и сама влияет на внешнюю среду в соответствии с принципом обратной связи.
Стратегический подход к публичной сфере характеризуется такими составляющими как:
- во-первых, предмет, который состоит в изучении теоретических и методологических аспектов и основ формирования стратегии институтов публичной власти;
- во-вторых, объект, который включает в себя совокупность институтов публичной власти, действующих в качестве открытых систем;
- в-третьих, характерные особенности в виде уникальности, наличии пределов возможностей, способности к изменению структуры и формированию вариантов поведения, способности адаптироваться, мобильности, способности к целеобразованию;
- в-четвертых, характерные свойства, к числу которых относят дифференциацию, целостность, механичность, централизацию, информационный вход, обратную связь, кодирование, динамичность, цикличность, сложность.
Стратегический подход в публичной сфере представляет собой многоплановый процесс, который направлен на выработку стратегий институтов публичной власти, учитывающих изменения внешней среды.
Назначение стратегического подхода в публичной сфере состоит в следующем:
- разработка и ранжирование долгосрочных и приоритетных целей публичного управления, отвечающих требованиям развития общества в социально-экономическом плане;
- критическое рассмотрение и оценка предполагаемых возможностей и путей достижения установленных целей публичной власти в соответствии с текущими и прогнозируемыми условиями внутренней и внешней среды функционирования публичной власти;
- выбор и реализация управленческих решений, которые обеспечивают рациональное применение имеющихся в наличии ресурсов и эффективную адаптацию к непредвиденным ситуациям.
Взаимосвязь целей публичной власти и стратегического управления
И публичная власть, и стратегическое управление характеризуются собственными целями, результатом взаимодействия которых выступают общие цели этих институтов.
Публичная власть направлена на достижение следующих целей:
- во-первых, достижение следующих показателей эффективности: общественного благосостояния, результатов и характера функционирования органов государственного и муниципального управления;
- во-вторых, реализация интересов и потребностей общества.
Стратегическое управление ориентировано на достижение следующих целей:
- во-первых, достижение следующих показателей эффективности: устойчивости к воздействию факторов внешней среды, максимальной выгоды от использования возможностей, которые предоставляются внешней средой;
- во-вторых, обеспечение в интересах социально-экономического характера участников стратегического управления.
Взаимодействие стратегического подхода и публичной власти ведет к формированию общих целей.
В основе стратегического подхода к публичной сфере находятся методы, к числу которых относятся: метод системного анализа, анализа иерархии, стратегической диагностики и так далее.
Наличие взаимосвязи между публичной властью и внешней средой выступает в качестве главной характеристики стратегического подхода к публичной сфере.
Стратегический подход к публичной власти предусматривает наличие взаимозависимости экономических интересов и запросов гражданского общества.
Цель стратегического подхода к публичной власти выступает качественной характеристикой применяемой стратегии управления. Стратегия управления в этом контексте выступает в качестве средства достижения цели публичной власти. Причем для целей стратегического подхода к публичной власти характерны изменчивость, взаимозаменяемость, обусловленные тем, что ряд параметров может на определенном этапе развития общества выступать в качестве ориентира, на другом этапе развития общества – в качестве цели.