Стратегическое управление регионом – это подход к управлению развитием региона, призванный обеспечить конкурентоспособность территории в условиях глобальной экономики.
Концепция стратегического управления регионом
В российской практике региональное управление формировалось под влиянием различных факторов, к числу которых можно отнести природные, социальные, историко-политические и так далее. Каждый из этих факторов оказал существенное воздействие на динамику и особенности преобразований социально-экономического характера.
Отличительной особенностью регионального развития Российской Федерации является его базирование на промышленной структуре, сформированной Советским Союзом. Фактически даже смена политического строя и экономического курса развития страны не внесла существенных изменений в структурный состав российской экономики, который продолжает воспроизводить характерные особенности советского народного хозяйства даже в новых реалиях.
В условиях плановой экономики активно использовались методы централизованного пятилетнего планирования, доказавшие свою эффективность и позволившие советскому государству занять место среди крупнейших индустриальных государств мира, добиться победы в Великой Отечественной войне, а также обеспечить паритет с Соединенными Штатами Америки в военной сфере.
При этом следует отметить высокий уровень дифференциации регионального развития, обусловленный широкой географией государства, различной степенью обеспеченности регионов ресурсами, а также неравномерностью распределения централизованных финансовых ресурсов между регионами.
Смена политического строя в 90-х годах XX века не способствовала становлению стратегического управления регионами. В этот период осуществлялся передел капитала, который переходил из рук государства в частные руки. Для этого периода характерно резкое падение промышленного производства, качества и уровня жизни населения, его доходов и так далее.
В конечном итоге спад показателей развития регионов и страны в целом доказал значимость стратегического развития территорий. Россия стала активно перенимать зарубежный опыт стратегического управления территориями, поскольку собственный, унаследованный от советского периода, считался непродуктивным в условиях рыночной экономики.
Многие зарубежные страны формируют специальные органы стратегического управления, ориентированные на региональное развитие, а также создают фонды, обеспечивающие финансовую поддержку развития территорий. Помимо этого в качестве стратегического инструмента развития регионов используются государственные предприятия, обеспечивающие вклад финансовых ресурсов в развитие инфраструктуры отдельных территорий.
Концептуально стратегическое управление регионами можно рассматривать в виде нескольких конкурирующих концепций, к числу которых относят:
- во-первых, либеральную, которая признает в качестве основного регулятора общественной жизни свободный рынок;
- во-вторых, неолиберальную, которая отводит основную роль в регулировании экономических процессов государству, выступающему в роли заказчиков продукции через систему контрактных отношений с крупными корпорациями;
- в-третьих, социалистическую, то есть отстаивающую принцип централизованного государственного управления с помощью планов;
- в-четвертых, сочетающую неолиберальную и социалистическую концепции. Это обеспечивает отражение современной объективной тенденции развития мирового сообщества, характеризующейся ростом сознательности политической деятельности под воздействием прогнозирования, планирования, управляющей и регулирующей деятельности органов власти.
Основное назначение стратегического управления регионом
По мнению многих специалистов, стратегическое управление регионом призвано обеспечить решение следующих задач:
- во-первых, четко определять перспективы и цели развития региона;
- во-вторых, обеспечивать распределение ресурсного обеспечения управления регионом по всем направлениям развития хозяйственной деятельности;
- в-третьих, обеспечивать подготовку принятия управленческих решений на уровне региона, реализацию процесса управления и решение проблем правления регионом.
Особенности современного стратегического управления регионом
Наиболее важной задачей стратегического управления в части развития регионов является обеспечение высоких темпов экономического роста. Будущее национальной экономики во многом определяется тем, какое количество отраслей промышленности удастся вывести на уровень аналогичных отраслей развитых государств. Для российской экономики характерно наличие «перекоса» в пользу добывающих отраслей и металлургического производства низких переделов. Однако сложившаяся сейчас ситуация по взаимоотношениям Российской Федерации и других стран, по мнению руководства страны, должна способствовать созданию производств законченного цикла на территории российских регионов. Страна нуждается в аналогах многих зарубежных товаров, что ставит перед региональными властями стратегическую задачу по формированию современного производственного комплекса.
Стратегическое управление регионом требует формирования стратегии его развития в соответствии со следующими принципами:
- во-первых, стратегия управления регионом должна представлять собой целостную структуру подсистем, учитывающих имеющиеся в распоряжении регионы ресурсы любого назначения;
- во-вторых, основу стратегии управления регионом должен составлять анализ сложившейся в регионе ситуации в промышленном и экономическом смысле, а также разработка на основе этого анализа стратегических предложений по развитию территории региона;
- в-третьих, эффективное стратегическое управление требует разработки и утверждения методики взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов на территории региона, формирования комплексных современных моделей управления развитием промышленности региона, также иных областей народного хозяйства;
- в-четвертых, стратегии развития регионов должны коррелироваться с общей стратегией государственного развития.