Меры стимулирования рождаемости в госпрограммах РФ – это инструменты государственной политики, реализуемой в сфере демографии для поддержки семьи с целью увеличения численности населения.
Общая характеристика российской демографической ситуации
Официальная статистика дает положительную характеристику демографической ситуации в Российской Федерации. Меры государственной политики в сфере демографии, по признанию руководства страны, обеспечивают прирост населения, начиная с 2000 года. Отрицательную динамику численности населения показала только в 2005, 2013 и 2015 годах.
Численность родившихся детей демонстрирует прирост по сравнению с предыдущими периодами, однако имеет место отрицательная динамика рождаемости по отдельным регионам. Во многом этот факт обусловлен возрастной структурой населения страны. Европейская часть России, население которой имеет более высокие возрастные показатели по сравнению с другими регионами страны, характеризуется более низкой рождаемостью. Наиболее высокие показатели рождаемости приходятся на такие регионы как Сибирь, Северный Кавказ, Дальний Восток, именно там население существенно моложе.
Положительная динамика показателей рождаемости, отмеченная в XXI веке, все-таки проигрывает аналогичным показателям периода с 1970 по 1990 годы.
Прогнозные показатели рождаемости на отдаленную перспективу свидетельствует об ожидаемом демографическом спаде к 2025 году.
По мнению специалистов, Россия движется к неминуемой демографической яме, которая обусловлена сокращением численности женщин, находящихся в репродуктивном возрасте. Прогноз ООН обещает сокращение численности российского населения до 138 миллионов человек 2030 года.
Показатель рождаемости, в контексте численности населения страны, не может быть признан значительным. В суммарном выражении его величина составляет на одну женщину 1,8 ребенка. При этом в качестве «золотого стандарта» уровень этого показателя должен быть равен двум, при достижении показателя уровня 2,1 ребенка на одну женщину население страны может рассчитывать на простое долгосрочное воспроизводства. Это требует рождения минимум 2,5 миллиона детей на протяжении 10 лет ежегодно. В настоящее время этот показатель колеблется в пределах 1,7-1,8 миллиона человек.
Значимым источником обеспечение демографического роста Российской Федерации в настоящее время выступает миграционный ресурс, который не всеми специалистами рассматривается положительно, однако в условиях реалии сегодняшнего дня должен учитываться в обязательном порядке. За счет миграционного прироста России частично решает проблему компенсации естественной убыли населения.
Специалисты видят решения проблемы рождаемости детей в изменении политики абортов в России. Страна находится в числе мировых лидеров по количеству абортов. Законодательство страны разрешает аборты, государство финансирует их осуществления. Осуществление абортов ограничено по срокам:
- до 12 недель беременности аборт может быть сделан в соответствии с желанием женщины;
- до 22 недель аборт проводится по социальным показаниям, к примеру, при изнасиловании;
- независимо от срока по медицинским показаниям.
Последние годы характеризуются сокращением числа абортов за счет применения более эффективных способов контрацепции.
Государственная политика стимулирования рождаемости
Российское государство ведет активную работу, направленную на решение демографических проблем на современном этапе существования государства.
Демографическая политика характеризуется отложенным действием, меры, которые принимаются государством в настоящий момент, могут показать результат только через длительное время.
Государство регулярно осуществляет работу по повышению рождаемости, в частности в виде Концепции государственной семейной политики на долгосрочный период. Эта Концепция определяет меры, которые впоследствии реализуются государством в практической деятельности.
К числу наиболее значимых мер, направленных на повышение рождаемости в стране, относятся:
- во-первых, ежемесячные пособия, которые выплачиваются неработающим женщинам в связи с уходом за ребенком;
- во-вторых, повышение величины пособий по беременности и родам;
- в-третьих, повышение величины ежемесячного пособия, выплачиваемого работающим женщинам в связи с уходом за ребенком;
- в-четвертых, родовые сертификаты;
- в-пятых, налоговые льготы.
Величина пособия на детей зависит от возраста и численности детей. Регулирование этого показателя устанавливается региональным законодательством. Выплата пособий осуществляется ежемесячно.
С 2007 года в России применяются меры государственной поддержки семей в виде материнского капитала. В настоящее время материнский капитал выплачивается, начиная с первого рожденного ребенка.
Эксперты высказывают мнение, что наибольшей значимостью среди мер государственной поддержки рождаемости обладает именно материнский капитал. Однако изучение статистики показывает, что ожидаемого роста рождаемости эта мера не принесла.
Использование материнского капитала возможно для улучшения жилищных условий, получения образования, для лечения или накопления пенсии матери.
Активно государство поддерживает многодетные семьи. К мерам поддержки относят: скидки на коммунальные услуги, предоставление жилья в соответствии с договором социального найма, предоставление жилищной субсидии, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатное питание и так далее.
Меры государственной поддержки рождаемости не могут быть отделены от социальной политики государства и экономической стабильности в стране. Население, не уверенное в своем будущем, минимизирует количество детей в семье, стараясь оградить их от будущих проблем. Многим людям в настоящее время дети просто это не «по карману». Кроме того, ускорение ритма жизни, активное включение женщин в трудовую деятельность, иные факторы не способствуют росту рождаемости.