Система высшего образования – это совокупность высших учебных заведений, обеспечивающая получение следующего уровня образования после среднего профессионального через многоуровневую систему, включающую в себя бакалавриат, магистратуру, а также специалитет.
Общая характеристика системы высшего образования в Российской Федерации и необходимость ее реформирования
В конце прошлого века российская система высшего образования остро нуждалась в реформировании, призванном обеспечить приспособление этой системы к потребностям населения и рыночной экономики. Смена политического и экономического строя, произошедшая в 90-е годы XX века, стала начальным этапом перманентного реформирования сферы высшего образования. Перестройка экономической системы выявила потребность в высококвалифицированных кадрах, подготовку которых в России по ряду направлений не осуществляли.
Высшее образование призвано обеспечивать политическую, экономическую и культурную независимость страны, а также целостность общественного развития. Образование неразрывно связано с государством, перспективами развития страны в социально-экономическом плане, осуществляемыми реформами и общественными интересами.
Для современного мирового сообщества характерна всеобщая глобализация. Весь мир пронизан взаимными связями, влияющими на всех его субъектов. Как следствие, сфера образования подвержена влиянию мировых образовательных, экономических, политических и культурных процессов.
В соответствии с Болонской декларацией, подписанной европейскими странами в 1999 году, Европа была ориентирована на формирование единой системы высшего образования. Основное назначение этой системы состояло в обеспечении конкуренции с американской образовательной системой, привлекающей студентов из Европы. Россия присоединилась к декларации в 2003 году. Основная цель этого мероприятия состояла в приведении российской системы высшего образования в соответствии с европейскими стандартами, способными обеспечить конкурентоспособность российских выпускников на мировом рынке труда.
Присоединение России к Болонской декларации стало основой проведения значимых реформ системы высшего образования, выражающихся в переходе на многоуровневую образовательную систему в составе бакалавриата и магистратуры. Продолжение научной деятельности студенты могли осуществлять через систему аспирантуры и докторантуры.
Болонская образовательная система предусматривает непрерывный процесс образования, продолжительность которого может равняться всей жизни. Студенты в этом случае получают возможность продолжения образования в других странах, в разных высших учебных заведениях.
Российское законодательство подразделяет образовательную систему на следующие уровни:
- во-первых, общее образование;
- во-вторых, профессиональное образование;
- в-третьих, дополнительное образование;
- в-четвертых, профессиональное обучение.
Система высшего образования ориентирована на формирование условий для осуществления непрерывного обучения за счет реализации различных образовательных программ и уровней образования. Помимо этого, она позволяет одновременно осваивать различные направления обучения, получать опыт практической деятельности во время обучения. Такой подход к организации образования обусловлен стремительным устареванием знаний, получаемых в высших учебных заведениях, необходимостью их регулярного обновления.
Для американского образования характерно применение термина «период полураспада компетентности», характеризующий период времени, в течение которого 50% приобретенных знаний утрачивает свою актуальность. Это становится причиной внедрения в западную и российскую практику получения образования концепции обучающей организации, в которой образовательный процесс протекает непрерывно.
Современные меры реформирования системы высшего образования в Российской Федерации
90-е годы XX века характеризовались огромным дефицитом финансирования сферы образования, включая вузовский уровень. Этот период характеризуется хаотичной трансформацией образовательных учреждений – институтов в университеты, академии, иные формы. Образовательные учреждения в этот период стремятся к наращению финансовых ресурсов за счет осуществления коммерческой деятельности посредством сдачи имущества высших учебных заведений в аренду, частичного перепрофилирования, введения коммерческих мест.
Вузовское образование в России характеризуется явным перекосом в отношении социально-экономических и гуманитарных направлений. Уровень образованности современных выпускников характеризуется существенным снижением. Причинами таких проблем высшего образования можно считать спад производства, ориентированность студентов на более простые в освоении направления образования.
В качестве наиболее значимой меры реформирования системы высшего образования можно обозначить внедрение индивидуального подхода в образовательный процесс. Студент, поступивший в высшее учебное заведение, должен самостоятельно выбрать и пройти различные уровни профессионального роста, позволяющее ему понять принципы функционирования хозяйствующих субъектов и задачи, которые необходимо решить.
Также к числу значимых мер реформирования можно отнести необходимость внедрения подхода к организации высшего образования, ориентированного на сочетание теоретического и практического обучения. Причем удельный вес практического обучения должен составлять около 40%. Такой подход позволит актуализировать знания, получаемые в высших учебных заведениях, приобрести практический опыт деятельности до момента поиска работы.
Государственным властям необходимо в целом пересмотреть подход к реформированию системы высшего образования. Советская образовательная система, составлявшая изначально основу российской вузовской системы, отличалась высоким уровнем проработанности, признанием на мировом рынке труда. В настоящее время реформирование российской вузовской системы ориентировано, прежде всего, на внедрение западных ценностей, который зачастую отменяет достигнутые ранее в стране результаты.