Судебная система в РФ – это функционирующая в рамках реализации конституционного принципа разделения властей система специализированных государственных органов, реализующих функцию правосудия на территории государства, в том числе Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Значение совершенствования судебной системы РФ
Вопросы совершенствования судебной системы РФ широко исследуются отечественной правовой наукой, а также являются приоритетным направлением реформирования для цели повышения эффективности функционирования государственного механизма.
Значение эффективного, законного и справедливого функционирования судебной системы гарантирует соблюдение прав личности и доверие общества к судебной системе и государству в целом. Таким образом, реформирование государственного механизма должно быть ориентировано на обеспечение справедливого, эффективного и независимого правосудия. Фактически, это является конституционной гарантией демократического политического устройства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей государственная власть должна быть разделена на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых функционирует самостоятельно и обладает системой сдержек и противовесов для противодействия узурпации власти одной из ветвей.
В число наиболее критикуемых в обществе аспектов функционирования судебной системы РФ входят следующие:
- нарушение требований законности и обоснованности судебных постановлений;
- отсутствие необходимой открытости и прозрачности в функционировании судебной системы;
- недостаточный профессионализм кадрового состава судебной системы и др.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, что современная система правосудия в РФ становится закрытой, неподотчетной, освобожденной от какого-либо эффективного контроля извне.
Приоритетные направления совершенствования судебной системы в РФ
В юридической теории в качестве приоритетных направлений совершенствования судебной системы РФ выделяются следующие случаи:
- уход от обвинительного уклона при постановлении приговора;
- сокращение организационной зависимости судебного состава от председателей судов;
- преобразование системы поиска и подбора кадров для судебной системы;
- сокращение объемов нагрузки на судей без ущерба доступности правосудия.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о реорганизации процедуры функционирования квалификационных коллегий судей, что позволило бы исключить возможность привлечения к ответственности судьи без четко обозначенных, конкретизированных оснований. Указанное направление может быть реализовано, прежде всего, за счет:
- повышения открытости функционирования квалификационных коллегий;
- привлечения в состав коллегии общественных представителей;
- введения в систему дисциплинарных мер воздействия на судей других мер, кроме замечания и прекращения полномочий.
В науке исследуются вопросы совершенствования эффективности функционирования системы судов в России за счет расширение компетенции суда присяжных, поскольку деятельность присяжных исключает организационное или корпоративное давление. Активное внедрение в систему судов России судов присяжных требует:
- расширения компетенции суда присяжных;
- обеспечения всесторонней поддержки функционирования судов присяжных – организационной, материально-технической и др.;
- совершенствования порядка отбора лиц для выполнения функций присяжных заседателей;
- актуализации и дальнейшего развития в социуме представлений о важности участия населения в функционировании системы правосудия.
Организационные мероприятия по совершенствованию судебной системы в РФ
Ключевой проблемой в организации функционирования судебной системы в РФ с точки зрения независимости судей, законности и обоснованности судебных постановлений является организационная зависимость судей от председателя суда. Для изменения сложившейся ситуации необходимо реализовать следующие мероприятия:
- должность председателя суда должна стать выборной, ограниченной по сроку и не предусматривать возможности повторного замещения;
- председатель суда не должен выполнять административную, организационную или хозяйственную управленческую деятельность. Эти функции должны быть переданы администраторам;
- исключение не случайного распределения судебных дел и др.
Кадровые мероприятия по совершенствованию судебной системы в РФ
В правовой науке все чаще отмечается, что действующая система поиска и подбора персонала для судов требует существенных изменений. Отмечается, в частности, что существующая система отбора:
- не гарантирует замещения должностей в судебной системе квалифицированными, имеющими надлежащую теоретическую и практическую подготовку юристами;
- не создает объективных ограничений для привлечения на должности судей лиц с недостаточным уровнем профессионального развития.
Для преодоления указанных негативных тенденций в теории предлагается реализовать систему мероприятий по следующим направлениям:
- более активное включение в систему отбора кадров для замещения должностей судей органов судейского сообщества;
- преобразование квалификационных требований в отношении должностей судей;
- изменение системы стимулирования судей к эффективной, законной, добросовестной деятельности;
- формирование специальных центров для подготовки персонала для судебной системы;
- разработка стандартов профессии судьи.
Кроме того, одним из направлений совершенствования кадрового состава судебной системы являются изменения требований в отношении стажа юридической деятельности для занятия должности судьи. Так, в теории, например, предлагается в качестве таких требований установить требования к опыту юридической деятельности в разных областях продолжительностью несколько от двух и более лет. Также высказывается мнение относительно необходимости повышения возраста для кандидатов на должность судьи и увеличения стажа юридической деятельности.