Урегулирование конфликта интересов на государственной и муниципальной службе – это деятельность по предотвращению и урегулированию конфликта интересов государственных и муниципальных служащих, выражающаяся в предотвращении возможностей влияния личной заинтересованности на исполнение должностных обязанностей государственным или муниципальным служащим.
Особенности урегулирования конфликта интересов в системе государственной и муниципальной службы
Конфликт интересов в системе государственной и муниципальной службы – это ситуация, при которой наличие прямой или косвенной личной заинтересованности лица, замещающего должность в системе государственной и муниципальной службы, предусматривающей обязанность применения мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов, может влиять или влияет на объективное, беспристрастное принадлежащее исполнение им должностных обязанностей.
Личная заинтересованность выражается в наличии возможности получения дохода в виде денег, другого имущества, включая имущественные права, услуг имущественного характера, результатов работ, каких-либо преимуществ и выгод лицом, замещающим должность в системе государственной или муниципальной службе, лицами, находящимися с ними в близком родстве или свойстве, гражданами или хозяйствующими субъектами, с которым указанное лицо или его родственники связаны отношениями имущественного, корпоративного или иного близкого характера.
К числу лиц, обязанных осуществлять применение мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов в системе государственной и муниципальной службы, относится:
- во-первых, государственные и муниципальные служащие;
- во-вторых, служащие Центрального банка России, работники, замещающие должности в государственных корпорациях, компаниях публично-правового характера, внебюджетных фондах Российской Федерации, организациях, которые создаются Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, лица, замещающие должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
- в-третьих, работники, замещающие отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными органами государственной власти, на основании трудового договора в организациях, которые создаются с целью выполнения задач федеральных органов государственной власти;
- в-четвертых, иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
В случае возникновения конфликта интересов государственные или муниципальные служащие обязаны уведомить своего работодателя в лице его представителей о возможном или возникшем конфликте интересов сразу, как только его возникновение становится известно государственному или муниципальному служащему.
На представителя нанимателя государственного или муниципального служащего при извещении о возможности или возникновении конфликта интересов возлагается обязанность применения мер, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов.
К числу способов регулирования или предотвращения конфликта интересов можно отнести следующие:
- во-первых, изменение должностного положения лица, стоящего в конфликте интересов;
- во-вторых, изменение служебного положения лица, состоящего в конфликте интересов;
- в-третьих, отстранение лица, состоящего в конфликте интересов, от исполнения должностных и служебных обязанностей;
- в-четвертых, отказ лица, состоящего в конфликте интересов, от выгоды, которая является его причиной.
Направления совершенствования механизма урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе
Совершенствование механизма урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе интересов заключается в:
- во-первых, совершенствовании правового обеспечения процедуры урегулирования конфликта интересов. Такое совершенствование требует расширения условий, которые определяют конфликт интересов, способны привести к трудностям в исполнении должностных обязанностей, способствовать развитию конфликта интересов, обеспечивать их цикличность;
- во-вторых, обеспечение возможностей раннего выявления конфликта интересов. Необходимо предусмотреть возможность информирования о возникшем конфликте интересов в разнообразных формах, начиная от служебных записок и заканчивая электронными уведомлениями, публикациями в средствах массовой информации и так далее;
- в-третьих, обеспечение роста объективности лиц, ответственных за предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- в-четвертых, жесткое пресечение возможностей приема на государственную службу и муниципальную службу близких родственников руководителей органов государственного и муниципального управления;
- в-пятых, ужесточение отбора государственных и муниципальных служащих, проверка их на отношения к морально-этическим нормам;
- в-шестых, стимулирование государственных и муниципальных служащих на добровольный отказ от выгод, выступающих причиной конфликта интересов;
- в-седьмых, обеспечение достойного уровня оплаты труда государственных и муниципальных служащих;
- в-восьмых, регулярный мониторинг возможных причин возникновения конфликта интересов и так далее.
Совершенствование урегулирования конфликт интересов в системе государственной и муниципальной службы задача не только ответственных лиц, но и самих государственных и муниципальных служащих. Повышение их сознательности, ответственности и выполнения требований законодательства способствует предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Государственные и муниципальные служащие должны вести постоянную работу над собой, позволяющие им избежать искушения использовать служебное или должностное положение для извлечения выгод в отношении себя или третьих лиц.