Сбалансированная система показателей (ССП) в государственном управлении – это концепция, которая обеспечивает взаимосвязь стратегических целей и решений с текущими задачами для направления системы государственного управления на достижение этих целей.
Сущность и принципиальные основы сбалансированной системы показателей
В условиях рыночной экономики определяющим фактором существования любого субъекта является его эффективность. Начало формирования подходов к оценке эффективности было заложено на этапе перехода от XIX к XX веку. Традиционно оценку эффективности осуществляют с помощью финансовых показателей, однако постепенно этот подход стал критически восприниматься специалистами. Система оценки, предусматривающая изучение только финансовых показателей, не обеспечивает основу для принятия управленческих решений, особенно в сфере государственного управления.
Система государственного управления активно подвергается воздействию рыночной экономики, вследствие чего между различными территориями и населенными пунктами растет конкуренция в части привлечения инвестиционных ресурсов и трудовых ресурсов. Это обеспечивает формирование на уровне каждого региона или отдельной территории собственной стратегии развития. При этом органы власти территории сталкиваются с проблемами неэффективности реализации стратегии развития. Это обусловлено тем, что органы государственного управления преимущественно действуют на основе данных управленческой и бухгалтерской отчетности, носящей ретроспективный характер. Это отрицательно влияет на ценность функционирования государственного управления и не обеспечивает формирования базы для принятия стратегических управленческих решений.
В этих условиях целесообразно применять такую форму управленческого решения как сбалансированная система показателей. Ее разработку осуществили Д. Нортон и Р. Каплан, предложив ее миру как концепцию организации, ориентированной на стратегию. Эта концепция была призвана обеспечить устранение барьеров на пути реализации стратегии. Также в 1992 году ими было сформулировано пять принципов, определяющих специфику руководства на основе сбалансированной системы показателей. К числу этих принципов относятся:
- во-первых, активизация изменений есть результат активного управления со стороны высшего руководства. Для достижения результата требуется понятные миссия и представление о будущем, высокий уровень заинтересованности лидеров и обеспечения командной работы;
- во-вторых, обеспечение перевода стратегии на уровень операционного управления. Для обеспечения эффективного функционирования государственного управления требуется не только установление стратегических приоритетов, но и определение целей, задач, программ, системы стратегических показателей;
- в-третьих, обеспечение стратегического соответствия. Этот принцип утверждает необходимость каскадирования общих стратегий, ориентиров и приоритетов программы целей на уровень отдельных регионов, распределение ответственности ролей между управляющими кадрами;
- в-четвертых, стратегия как повседневная работа каждого государственного служащего. Понимание стратегии должно быть у каждого рядового исполнителя любой ее части. Она должна быть понятна по своей сути, каждый государственный служащий должен понимать свое место в реализации стратегии государственного развития, быть наделен соответствующими знаниями и навыками, иметь персональные цели, стимулы и показатели;
- в-пятых, стратегия в качестве непрерывного процесса. Успешность реализации стратегии напрямую зависит от сонастроенности всех остальных процессов с ней.
Эффективность системы сбалансированных показателей в государственном управлении
Система сбалансированных показателей в государственном управлении позволяет достичь следующих результатов:
- во-первых, обеспечение целенаправленного мониторинга деятельности органов государственной власти;
- во-вторых, прогнозирование и упреждение появления проблем;
- в-третьих, органичное сочетание стратегического и оперативного управления;
- в-четвертых, контроль наиболее существенных нефинансовых и финансовых показателей деятельности органов государственной власти.
Система сбалансированных показателей обеспечивает характеристику степени достижения стратегических целей, эффективности любых процессов в системе государственного управления, каждого органа власти и каждого государственного служащего через систему ключевых показателей эффективности, тесно взаимосвязанных с мотивацией государственных служащих. Целевые и граничные значения показателей обеспечивают максимальный охват всех критических областей, способных оказать влияние на реализацию стратегии развития государства, его регионов и населенных пунктов.
Использование системы сбалансированных показателей в государственном управлении облегчает и оптимизирует его процессы, балансирует и фокусирует их в первую очередь на выявление недостатков. Система сбалансированных показателей ориентирована на конечного потребителя в лице населения и многофункциональна, за счет чего позволяет расширить возможности контроля. Она обеспечивает самостоятельность отдельных органов власти и их подразделений, не нуждающихся в указаниях сверху для осуществления своей деятельности в рамках системы.
Система сбалансированных показателей обеспечивает эффективность использования всех видов ресурсов, в том числе финансовых. Эта система предотвращает нецелевое использование средств, устанавливает их четкую взаимосвязь с процессами государственного управления.
Система сбалансированных показателей обеспечивает государственную власть точными, объективными, прогностическими и содержащими руководство к действию сведениями, существенно увеличивая эффективность управления стратегическими ресурсами.