Российская политическая традиция – это система специфических исторически сформировавшихся на территории Российского государства правил и основных начал политической деятельности, воспроизводимая в современном политическом процессе и иных формах политической активности.
Истоки и социокультурные основания российской политической традиции
Политическая традиция всякой территории складывается и развивается вместе с зарождением и эволюцией государства и права на такой территории. Она формируется в ходе непосредственной политической деятельности, научного осмысления такой деятельности, разработки политических теорий и их реализации.
Представители таких течений отечественной политической мысли, как славянофильства и евразийства, придавали избыточное значение уникальности исторического развития отечественной политической традиции, однако нельзя не признать, что такое развитие отличилась специфическими чертами – особыми источники развития, особой системой ценностей и пр.
Итак, специфические истоки и социокультурные основания предопределили особенности политической традиции в стране.
Российское государство, расположенное на стыке двух частей света – Европы и Азии, с радикально отличающимися природными условиями, историей хозяйствования, религиозными, культурными, политическими традициями, в определенном смысле восприняло противоречивые характеристики устройства европейских и азиатских государств.
Россия впитала черты разных социокультурных систем:
- европейского государственно-политического устройства, ориентированного на личность, обеспечение ее естественных прав;
- азиатского государственно-политического устройства, где центральное место занимает обеспечение прав коллектива – общества, государства.
Так, при этом пути взаимного влияния двух этих социокультурных систем не ограничиваются только взаимодействием, взаимопроникновением, но и столкновением, борьбой. Эти явления предопределили дуализм отечественной политической традиции и на современном этапе, по-прежнему наличествуют в государственном строительстве две противоборствующие позиции – сторонники восприятия западного государственно-правового опыта и сторонники, отстаивающие историческую самобытность России.
Кроме того, особенности политической традиции в стране предопределила и значительная протяженность территории страны, на которой проживало и проживает большое число разных этносов, сосуществовало и сосуществует множество культур. Отсюда, формировалось представление о государстве, как о гаранте единства, целостности российской территории. При этом, такое восприятие роли государства было характерно, как в царский период российской государственности, так и в Советской России.
Таким образом сформировалась этатистская политическая традиция. Роль государства виделась в обеспечении признания на международной арене, обеспечения благосостояния населения и пр. Перестройка на непродолжительный период ослабила этатистские черты политической традиции, однако с укрепление власти федерального центра в государственно-правовой практике вновь возобладал этатистский подход.
Историческая динамика российской политической традиции
Централизация и усиление вертикали власти в государстве, а также возобновление тесных отношений властных структур с религиозными структурами способствуют утверждению в обществе отношения к государственной власти как власти сакральной, божественной, установленной нечеловеческими силами.
Глава государства в общественном сознании российского населения – это всегда лидер, реализующий собственное видение общественно-государственного устройства. Иначе говоря, это модель управления, строящаяся не на диалоге с населением, не на реализации партнерской модели сосуществования власти и народа, но на самостоятельной разработке и реализации государственным аппаратом управленческих решений «сверху вниз». Глава государства рассматривается как «мудрый отец», «благодеятель». Такое отношение к главе государства черпается в политической традиции, начиная от князей и царей. Отсюда, формируется необоснованное убеждение народа, что его собственное благосостояние и прогрессивное социально-экономическое развитие территории зависит от прогрессивности, профессионализма главы государства, но не от собственных усилий.
Сегодня, когда процессы глобализации и информатизации захватили мировое пространство, российское население начинает все более активно воспринимать либеральные и демократические ценности, утвердившиеся в правопорядках западных государств. Акцент смещается с властных структур на личность, повышается собственная гражданская ответственность за судьбу страны. Так, сегодня начинают развиваться институты гражданского общества, реализуются первые попытки общественного контроля государственного механизма и выстраивания диалога с органами публичного управления на всех уровнях – от федерального до муниципального.
Реформирование государственного механизма направлено в современной России на повышение его открытости, прозрачности управленческих процессов. Эти меры служат вовлечению населения к решению важнейших вопросов публичного управления. Происходит модернизация системы государственной службы, ее переориентация на общественные запросы. Снижаются административные и бюрократические барьеры, тормозящие развитие малого и среднего предпринимательства.
При этом многие негативные тенденции остаются не преодоленными:
- государственный аппарат по-прежнему характеризуется избыточностью, дублированием функций отдельными элементами, коррупцией;
- права личности не получают должного обеспечения: значительная часть населения находится за чертой бедности, административные и налоговые барьеры сдерживают развитие малого и среднего предпринимательства и пр.