Региональные технологические платформы – это инструмент коммуникации, призванный активизировать усилия, направленные на создание перспективных технологий, новых услуг и продуктов, привлечение дополнительных ресурсов для научно-исследовательской и конструкторской работы посредством обеспечения участия всех заинтересованных лиц, совершенствования нормативно-правовой основы инновационного развития регионов.
Сущность и назначение региональных технологических платформ
Современная государственная федеральная региональная политика направлена на обеспечение инновационного развития регионов. Регионы стремятся к формированию законченного цикла производства в рамках определенной территории, обеспечивающего возможность внутрирегионального движения от процесса получения исходного сырья до создания конечного продукта. В терминах сегодняшнего дня это можно обозначить словосочетанием «промышленный кластер». Формирование таких территориальных региональных цепочек обеспечивает снижение затрат, полноценное развитие региона, привлечение в него инвестиций и возможность повышения уровня и качества благосостояния населения региона.
Решение этой значимой задачи требует поиска новых возможностей, обеспечивающих взаимодействие разрозненных субъектов с целью достижения максимального результата регионального развития. Одним из таких инструментов выступают региональные и технологические программы, представляющие собой средства коммуникации, облегчающие возможность взаимодействия различных субъектов бизнеса, власти, общественности на пути к достижению задач развития региона в экономическом и социальном смысле.
Деятельность по формированию технологических платформ началась во второй половине 2009 года, когда российский Президент дал поручение, суть которого сводилась к следующему:
- во-первых, обеспечение через российских представителей в органах управления организаций с государственным участием роста расходов этих организаций на проведение исследовательских работ и технологическую модернизацию за счет установления конкретных ориентиров по величине финансирования. В рамках этой меры необходимо было обеспечить рост внутреннего коммерческого рынка заказов на продукты инновационного характера, спроса на результаты разработок и исследований;
- во-вторых, разработка совместно с организациями с государственным участием требований к инновационным программам развития этих организаций;
- в-третьих, проведение совместно с организациями с государственным участием и российскими научными учреждениями анализа реализуемых данными организациями научно-исследовательских и опытных конструкторских работ, их соответствия мировым стандартам и тенденциям развития;
- в-четвертых, реализация мер, направленных на создание целевых фондов научно-технического характера в организациях с государственным участием с целью обеспечения устойчивости долгосрочного финансирования научно-исследовательских и опытных конструкторских разработок, их коммерческой реализации.
Впоследствии технологические платформы вышли на более высокий уровень, став инструментом развития отдельных территорий в российских регионов.
Проблемы развития региональных технологических платформ
Несмотря на активное внедрение региональных технологических платформ имеется ряд проблем, с которыми сталкивается это внедрение. К числу таких проблем можно отнести:
- во-первых, неурегулированность различных аспектов функционирования региональных технологических платформ, начиная от нормативной базы и заканчивая финансовыми ресурсами, направляемыми на развитие этих платформ;
- во-вторых, низкий уровень согласованности действующих инструментов инновационной политики, ее планирования, в том числе в рамках отдельных отраслей;
- в-третьих, дефицит адресных инструментов региональной политики развития технологических платформ.
Решение этих проблем должна обеспечить деятельность Совета по модернизации экономики и инновационному развитию Российской Федерации. Задача этого Совета состоит в обеспечении взаимодействия органов государственной власти на всех ее уровнях в рамках разработки и реализации единой государственной политики по развитию научно-технического комплекса, национальной системы инноваций, устойчивости обновления экономики России в технологическом смысле.
Кроме того, необходимо обратить внимание на развитие региональных технологических платформ в зарубежных странах, достигших в этом процессе значительных успехов. Однако необходимо трансформировать зарубежный опыт с учетом российских особенностей регионального развития.
В настоящее время развитие региональных технологических платформ затрудняется также строгой отраслевой направленностью создания этих платформ. Государство поддерживает создание технологических платформ в рамках таких отраслей как энергетика, ядерные и радиационные технологии, авиакосмические технологии, фотоника, медицинские технологии и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, транспорт, добыча природных ресурсов, электроника, экология, промышленные технологии и так далее.
При создании региональных технологических платформ необходимо отходить от отраслевого принципа, объединяя в себя промышленные, научные и иные организации, способные обеспечить замкнутый цикл создания какого-либо продукта, начиная от добычи природных ресурсов и заканчивая итоговым результатом, ориентированным на потребителя. Использование таких региональных технологических платформ обеспечит возможность развития регионов и их промышленности ускоренными темпами, позволит достичь роста благосостояния населения в кратчайшие сроки.
Федеральным властям необходимо реализовывать политику, направленную на поддержку межотраслевых региональных технологических платформ, в том числе финансового плана.