Реформирование развития ЖКХ на уровне региона – это действия региональных органов власти, направленные на обеспечение соответствия жилищно-коммунального хозяйства региона потребностям населения и требованиям рыночной экономики.
Необходимость реформирования развития жилищно-коммунального хозяйства на уровне регионов
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой важнейшую сферу человеческой жизнедеятельности, обеспечивающую формирование необходимых условий для протекания этой жизнедеятельности. Сферы жилищно-коммунального хозяйства представляют собой перспективную отрасль для осуществления преобразований с целью ее совершенствования.
Жилищно-коммунальное хозяйство регионов представляет собой сложные многофункциональные системы региональной экономики, объединяющие множество предприятий различных форм собственности и направлений деятельности.
Для жилищно-коммунального хозяйства характерен высокий уровень интеграционного взаимодействия с другими сферами социально-экономической системы региона, вне которого невозможно ее преобразование. На развитие жилищно-коммунального хозяйства на уровне региона воздействует множество факторов, которые необходимо принимать в расчет при проведении реформирования.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства нуждается в реформировании по следующим причинам:
- во-первых, в основе жилищно-коммунального хозяйства в России до сих пор находятся многие принципы, заложенные еще в советское время, которые естественным образом не соответствуют требованиям рыночной экономики. Многие предприятия жилищно-коммунального хозяйства не могут осознать необходимость ориентации на потребности клиента, как следствие, это отрицательно сказывается жилищно-коммунальному обслуживании;
- во-вторых, низкий уровень эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, обусловленный изношенностью различных жилого фонда;
- в-третьих, необходимость привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства для обеспечения ее развития и модернизации;
- в-четвертых, необходимость ужесточения государственного и общественного контроля за деятельностью предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства с целью предотвращения злоупотреблений и удовлетворения потребностей населения в услугах жилищно-коммунального хозяйства.
Целесообразность реформирования развития жилищно-коммунального хозяйства именно на региональном уровне определяется тем, что специфика каждого региона сказывается на организации жилищно-коммунального хозяйства. Приближенность региональных властей к этой специфике позволяет максимально подстроить реформы под особенности региональной экономики. При этом регионы, безусловно, следуют определенному курсу развития жилищно-коммунального хозяйства, определяемому федеральными властями в соответствующей государственной политике.
Принципиальные основы реформирования развития жилищно-коммунального хозяйства на региональном уровне
В основе реформирования развития жилищно-коммунального хозяйства на региональном уровне находятся следующие основные принципы:
- во-первых, формирование основы для развития жилищно-коммунального хозяйства исходя из собственной институциональной среды социальной экономики. Бездумные попытки внедрения западных институтов организации жилищно-коммунального хозяйства, импорт зарубежного опыта не оказали положительного влияния на развитие жилищно-коммунального хозяйства за счет определенной несогласованности со спецификой этого хозяйства в России и неготовности общества к принятию тех или иных способов организации жилищно-коммунального обслуживания населения;
- во-вторых, согласование процесса реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства с населением. Значимость сферы жилищно-коммунального хозяйства для населения требует привлечения общественности к реализации тех или иных проектов или реформ. Общественное обсуждение реформирования жилищно-коммунального хозяйства должно являться неотъемлемой частью управления этой сферы жизнедеятельности людей. Общественное согласие выступает залогом успешности проводимых реформ жилищно-коммунального хозяйства;
- в-третьих, обеспечение баланса ресурсов и инструментов реформирования. Сущность этого принципа сводится к тому, что объемы, природа и структура реформ жилищно-коммунального хозяйства должна соответствовать и коррелироваться с ресурсами, которыми располагает данная сфера. Соблюдение баланса ресурсов и реформ позволяет избежать шоковых преобразований, отрицательно сказывающихся на социально-экономическом климате и достигнутых результатах реформирования;
- в-четвертых, реинтеграция элементов единой системы жилищно-коммунального хозяйства, искусственно отчужденных друг от друга. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства на региональном уровне требует объединения социального, то есть выделяемого государства капитала, и частного капитала с целью обеспечения эффективного функционирования данной сферы. Рыночные принципы взаимодействия в условиях жилищно-коммунального хозяйства должны сочетаться с пониманием социальной значимости данной сферы для населения;
- в-пятых, применение новых и эффективных технологий для обеспечения расширенного воспроизводства социализированного капитала жилищно-коммунального хозяйства. Реформирование должно не только способствовать восстановлению разрушенного за счет многолетнего реформирования жилищно-коммунального хозяйства, но и для обеспечения воспроизводства социализированного капитала данного хозяйства.
Важнейшим направлением реформирования развития жилищно-коммунального хозяйства на региональном уровне является внедрение государственной частного партнерства в эту сферу. Региональные власти в этом партнерстве будут обеспечивать софинансирование и получение определенных льгот, а частные партнеры – привносить свой капитал и обеспечивать эффективность функционирования.