Реформирование органов МВД – это специальное направление внутренней политики государства и целенаправленная деятельность должностных лиц и органов публичного управления по перестройке системы МВД в соответствии с демократическими принципами организации государственного механизма для наиболее полного обеспечения конституционных прав граждан, для эффективного взаимодействия полиции с институтами гражданского общества, для осуществления возложенных на систему МВД правоохранительных полномочий, для укрепления доверия населения органам полиции.
Правовая основа реформирования органов МВД
Последние десятилетия в стране активно осуществляется реформа по модернизации системы публичного управления, в том числе осуществляются и конституционные преобразования. Главной целью формирования системы публичного управления, в том числе и системы правоохранительных органов, является наиболее полное обеспечение прав и свобод личности, что определяет отраслевые цели реформирования системы публичного управления. Так, реформирование органов МВД направлено на выстраивание партнерской модели взаимодействия с населением, институтами гражданского общества и восстановления доверия населения к полиции посредством повышения эффективности кадрового обеспечения органов МВД и, соответственно, эффективности реализации правоохранительных функций органами МВД.
Реформирование системы МВД как политический курс берет свое начало с указа главы государства 2009 г., который предусматривал следующие меры совершенствования деятельности органов внутренних дел:
- финансирование полиции общественной безопасности за счет средств федерального бюджета;
- увеличение бюджетного финансирования для дополнительного финансового стимулирования сотрудников полиции (в частности за счет высвобождения средств от сокращения штатной численности органов МВД);
- совершенствование кадрового обеспечения полиции;
- реорганизация учреждений образования системы МВД для оптимизации их количества и обеспечения надлежащего качества предоставляемых образовательных услуг и др.
Кроме того, в 2010 г. главой государства был принят указ о некоторых вопросах модернизации МВД РФ, которым предусматривалась следующая система мероприятий:
- системе МВД были переданы полномочия по миграционному учету, который ранее выполняла специальная федеральная служба;
- была оптимизирована численность центрального аппарата МВД и др.
Ключевые изменения в систему органов МВД внес специальный федеральный закон о полиции и указ главы государства, которым было утверждено новое положение о МВД РФ, которым, в частности, предусматривалось типовое положение относительно функционирования территориального органа МВД РФ на региональном уровне.
Вопросы регламентации состава полиции и численности сотрудников системы УВД получили закрепление на уровне указов главы государства.
Названные нормативно-правовые акты были ориентированы на формирование новой системы МВД, которая наделялась эффективными инструментами для обеспечения внутренней дисциплины, а также для осуществления функций внешнего контроля и надзора за должностными лицами при решении задач правопорядка.
Основные направления реформирования органов МВД
В условиях демократического общественно-государственного устройства правоохранительные органы призваны, прежде всего, решать задачи предупреждения преступности, формирования среды для отказа от противоправных деяний в пользу правомерного поведения.
Очевидно, что названные задачи должны решаться органами МВД совместно с институтами гражданского общества, что актуализирует в качестве основного направления реформирования системы МВД как политического курса формирование механизмов взаимодействия органов МВД с населением, некоммерческими организациями и иными институтами гражданского общества.
Несмотря на то, что во многих региональных территориях учреждены и функционируют формы взаимодействия полиции и общественности такие, как советы общественности, добровольные дружины и пр., вопросы повышения эффективности взаимодействия остаются открытыми.
К числу приоритетных направлений реформирования системы МВД по указанному направлению следует отнести решение следующих задач:
- разработка законодательства и подзаконных актов, которые бы обеспечивали регулирование взаимодействия полиции и институтов гражданского общества;
- установление направлений и конкретных программ участия институтов гражданского общества в реализуемой органами МВД на федеральном, региональном и местном уровнях деятельности по обеспечению правопорядка;
- определение параметров и процедур предоставления льгот и поддержки финансового характера общественным организациям и иным институтам гражданского общества, которые активно участвует в реализации задач органов МВД по обеспечению правопорядка на федеральном, региональном и местном уровнях;
- перманентное внедрение и оптимизация новых методов и инструментов взаимодействия полиции с институтами гражданского общества;
- разработка и внедрение в практику оценочной деятельности параметров эффективности взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.
Другим важным направлением реформирования органов МВД является переход от формальной системы оценки параметров эффективности деятельности сотрудников органов МВД к системе оценки эффективности, которая бы позволила получить представление не только относительно количественных показателей деятельности сотрудников, но и о тех социально полезных эффектах, которые такая деятельность имеет в обществе.
Кроме того, требуется дальнейшее совершенствование кадрового обеспечения системы МВД, поскольку не полностью преодолены проблемы:
- падения профессионализма лиц, замещающих должности в органах МВД;
- коррупционные явления в системе МВД.
Отдельного внимания заслуживают вопросы организации и реализации общественного контроля над деятельностью сотрудников МВД. Так, в частности, целесообразно сегодня использовать информационные технологии для постоянного мониторинга общественного мнения относительно качества предоставляемых системой МВД правоохранительных услуг.