Миграционная политика – это часть политики страны, представляющая собой систему целей, задач, принципов, стратегий, планов и мероприятий, направленных на урегулирование миграционных процессов: процедуры въезда и выезда с государственной территории лиц без гражданства или с иностранным гражданством, порядка пребывания таких лиц на территории страны, а также порядок их трудоустройства и занятости.
Проблемы реализации миграционной политики Российской Федерации
На территорию Российской Федерации традиционно прибывает значительное число граждан из государств, которые ранее входили в состав Советского Союза. Указанное обусловлено разнообразными причинами, в том числе исторической общностью этих территорий, характером и объемом хозяйственных и экономических связей между ними.
Современный опыт миграционного управления, как в России, так и в зарубежных государствах, позволяет констатировать, что использование миграционной политики как инструмента манипулирования общественным мнением от чрезмерной либерализации до чрезмерного ужесточения нельзя признать эффективным.
По данным органов внутренних дел, ведающих вопросами миграции в России, число регистрирующихся лиц без гражданства или с иностранным гражданством ежегодно растет; фактически современное российское общество уже не способно обеспечить собственные интересы без постоянного притока мигрантов.
Здесь важно понимать, миграционные притоки лиц без гражданства или с иностранным гражданством важны для современного государства, они связаны с такими позитивными последствиями:
- прежде всего, обеспечивается прирост населения, в том числе молодежи. Возрастной состав многих развитых и развивающихся государств сегодня демонстрирует тенденцию старения населения. Указанное в полной мере распространяется и на Россию, то есть фактически сокращается число лиц трудоспособного возраста. Одним из направлений преодоления названной проблемы является привлечение лиц трудоспособного возраста из других государств. Когда прибывающие на территорию государства мигранты – это лица среднего возраста, которые прибывают для получения работы, создают семьи, у них рождаются дети, то результатом их прибытия становится увеличение численности населения;
- значительное число лиц, прибывающих из зарубежных государств, прибывают в качестве трудовых мигрантов: когда такие мигранты высококвалифицированные специалисты, а не лица, согласные на осуществление низкоквалифицированной работы, их прибытие поддерживает экономику и др.
Несмотря на значительное число мигрантов, ежегодно прибывающих в Россию, по прогнозам службы статистики население страны сокращается и будет сокращаться дальше. В части миграционных процессов это значит, что среди лиц, прибывающих на территорию Российской Федерации, основную долю составляют нелегалы и трудовые мигранты, которые, заработав необходимый объем денежных средств, возвращаются в государство, что фактически не влияет на демографические показатели в стране.
Мигранты в Россию прибывают из стран, в которых наличествует сложная экономическая, политическая или санитарно-эпидемиологическая ситуация, что является предпосылками для нелегального пребывания на территории России, развития и утверждение в среде мигрантов криминогенных факторов и пр.
Указанное обуславливает необходимость привлечения в страну в качестве трудовых мигрантов высококвалифицированных специалистов и организации борьбы с распространением незаконных процедур привлечения мигрантов на территорию страны.
Содержание и основные направления реализации миграционной политики Российской Федерации
Содержание миграционной политики определяется теми целями и задачами, которые государство ставит перед собой в области управления миграционными потоками на соответствующем этапе исторического развития.
Впервые вопросы разработки и реализации миграционной политики были поставлены в России еще в девяностых годах, после распада Советского государства. В качестве основного акта нормативно-правового регулирования миграционных процессов на тот момент действовал указ главы государства, закрепляющий федеральную миграционную программу.
В качестве основных целей и задач программа называла:
- упорядочение миграционных потоков;
- ликвидацию отрицательных последствий стихийной миграции;
- формирование нормальной среды для осуществления мигрантами своих прав и обеспечения гуманного отношения к ним.
В 2012 г. главой государства была утверждена концепция политической деятельности в области миграции до 2025 г. Концепция государственной миграционной политики в стране предусматривает в качестве основных целей реализации миграционной политики следующие:
- соблюдение требований национальной безопасности, обеспечение защищенности и благосостояния населения страны;
- стабилизация численности населения страны и увеличение ее;
- обеспечение адекватных нужд экономики в рабочей силе.
Основные направления реализации миграционной политики в соответствии с концепцией остаются в целом прежними. На повестку дня ставятся вопросы:
- привлечение в страну высококвалифицированных специалистов, которые бы смогли обеспечить инновационное прогрессивное развитие экономики;
- привлечение лиц с иностранным гражданством или без гражданства на территорию страны на постоянной основе для увеличения численности населения.
Реализация первого названного направления миграционной политики требует формирования на территории страны среды привлекательной с точки зрения инфраструктуры, финансов, поддержки государства для высококвалифицированных иностранных специалистов. Другими словами, Россия должна составлять конкуренцию другим странам в борьбе за наиболее ценные трудовые ресурсы.
При этом и на сегодняшний момент Россия остается малопривлекательной страной для высококвалифицированных трудовых ресурсов; в основном сюда прибывают лица из стран СНГ, при этом необходимо отметить, что молодое поколение эмигрантов в отличие от их предшественников не имеет необходимого уровня образования, плохо владеет русским языком, имеет недостаточные навыки и умения профессиональной подготовки.