Развитие системы образования в Санкт-Петербурге – это реализуемая в соответствии с утвержденной постановлением правительства города государственной программой система мероприятий, направленных на развитие человеческого потенциала, в том числе посредством обеспечения равных условий для получения качественного образования, обеспечения возможности получать образование в условиях, отвечающих современным запросам, развития инфраструктуры, гарантирующей доступность общего профессионального и дополнительного образования и др.
Характеристика системы образования муниципального образования город Санкт-Петербург
Образование следует рассматривать как одно из главных благ современной общественной жизни. Значение образования обусловлено тем, что оно помогает:
- передать знания и опыт будущим поколениям;
- сформировать будущий образ жизни человека, удовлетворить его потребности в саморазвитии;
- посредством воспитательного и образовательного воздействия сформировать будущего гражданина, специалиста, предпринимателя, иными словами активного и ответственного участника общественной жизни. Город Санкт-Петербург, как любое другое муниципальное образование, находится в конкурентной борьбе за интеллектуальный и финансовый капиталы.
Город Санкт-Петербург занимает второе место в рейтинге по величине российских городов и обладает развитой сетью образовательных учреждений. Так, в Санкт-Петербурге функционируют:
- более 1000 дошкольных образовательных организаций;
- около 10 организаций для детей дошкольного и младшего возраста;
- около 100 дошкольных отделений в общеобразовательных организациях;
- около 50 образовательных организаций для дошкольников;
- около 700 государственных общеобразовательных организаций;
- около 60 негосударственных образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы по системе общего образования;
- более 70 государственных профессиональных образовательных организаций, которые подведомственны исполнительным органам власти;
- около 60 образовательных организаций дополнительного образования детей.
Достоинствами современной системы образования города Санкт-Петербург являются:
- доступность образовательных услуг для населения, высокая вариативность такого образования, возможность непрерывно получать образование в городе;
- наличие значительного кадрового педагогического потенциала, а также сформировавшиеся за обширную историю функционирования образовательных организаций педагогические традиции;
- высокая эффективность системы общего образования, что находит отражение в превышении оценочных показателей функционирования такой системы над средними показателями по стране;
- высокая эффективность дополнительного образования.
Основу функционирования социальной отрасли образования в Санкт-Петербурге составляет кадровый потенциал, который дает возможность передать систему знаний, установок, традиций обучения, а также традиции реализации воспитательных и социализирующих функций от одного поколения педагогов к другому. Действия системы публичного управления по сокращению разрыва между заработной платой педагогических работников и средним размером оплаты труда по региону повысило привлекательность профессиональной деятельности в системе образования, в частности привлекло значительное количество молодых специалистов.
Кроме того, важную роль в развитии системы образования в городе играет система повышения квалификации: в городе ежегодно за счет бюджетных ресурсов участвует в мероприятиях по повышению квалификации более 35 000 педагогов.
Приоритеты и задачи развития системы образования города Санкт-Петербурга
Основным приоритетом развития системы образования муниципального образования город Санкт-Петербург является содействие развитию человеческого потенциала. Этот приоритет предполагает достижение цели по повышению эффективности образования, его доступности для всех слоев населения. Указанное, в свою очередь, предполагает решение следующих задач:
- обеспечение равенства условий по получению эффективного образования для всех социальных групп;
- формирование возможности для получения эффективного общего образования в условиях, которые бы отвечали запросом современного общества и бизнеса независимо от того, где проживает ребенок;
- повышение ориентированности на удовлетворение потребности детей и молодежи по получению знаний, создание эффективной системы выявления и развития талантов у детей и молодежи;
- повышение значения среднего профессионального образования, его эффективности, в частности системы профессиональной подготовки специалистов для городских предприятий, функционирующих в приоритетных с точки зрения экономического развития города отраслях;
- оптимизация системы подготовки и профессионального развития специалистов в области образования, обеспечение со стороны населения поддержки реализуемых изменений в образовательной сфере;
- обеспечение эффективного материально-технического обеспечения и развитие инфраструктуры в образовательной отрасли;
- формирование в общеобразовательных организациях среды, которая бы соответствовала требованиям обновленных федеральных стандартов в области образования;
- применение на уровне общего образования новых инструментов и методов обучения и воспитания, новых образовательных технологий, которые бы гарантировали освоение основных навыков и умений обучающимся, стимулировали их к обучению и саморазвитию, а также обеспечивали их вовлеченность в образовательный процесс;
- повышение уровня квалификации, условий трудовой деятельности, уровня оплаты труда для руководящих, педагогических и других работников в сфере образования;
- обеспечение соответствия профессиональных программ образования потребностям современной системы хозяйствования города и страны в целом и др.