Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей региональных предприятий – это система организационных, финансовых, экономических, производственных строительных, коммуникационных и иных мероприятий, реализуемых органами публичного управления и региональными предприятиями для расширение рынка сбыта посредством установления связей с другими регионами и другими государствами для реализации продукта региональных предприятий, позволяющих обеспечить рост доходов бюджета, удовлетворить потребности населения страны, повысить качество и конкурентоспособность отечественного продукта на внешнем рынке.
Значение межрегиональных и внешнеэкономических связей региональных предприятий
Российская Федерация характеризуется значительной территориальной протяженностью, а также значительным разнообразием природно-климатических, исторических, социально-экономических, в том числе производственных, условий проживания населения, что, в свою очередь, обуславливает существование масштабной разветвленной системы межрегионального хозяйственного обмена.
Установление межрегиональных связей между региональными предприятиями позволяет использовать возможности одних региональных территорий, обеспечивающих собственное население необходимым продуктом, для реализации вывоза такого продукта в другие регионы в целях покрытия дефицита соответствующего регионального производства.
В свою очередь, налаживание внешнеэкономических связей региональными предприятиями решает не только задачу международного товарообмена, но и задачу социально-экономического развития государства, повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и отечественного продукта, обновление, в том числе инновационное, производственных процессов и др.
Развитие межрегиональных связей региональных предприятий
Развитие межрегиональных связей региональных предприятий позволяет наладить эффективный обмен продукцией между разными региональными территориями, тем самым решая задачу рационального использования климатического и производственного потенциала конкретной региональной территории. Здесь речь идет о целесообразности учреждения особых высоко технологичных территорий производства конкретных видов продукта исходя из потенциала конкретной региональной территории.
При этом для формирования таких точек роста необходимо исходить из того, что производство конкретного продукта региональными предприятиями для направления в другие региональные территории должно обеспечивать рост прибыли региональных предприятий и повышение уровня благосостояния населения. При этом сегодня такие точки роста должны формироваться посредством внедрения инновационных методов производства и обновления старых производственных мощностей для прогрессивного экономического развития.
Для налаживания межрегиональных связей региональных предприятий необходимо ориентироваться на следующие объективные и субъективные факторы:
- формирование высокотехнологичных зон производства или зон агропромышленного комплекса исходя из потенциала региональной территории и конкретных предпосылок для эффективного развития в соответствующей области;
- обеспечение продуктом населения региональной территории, обеспечение нужд иных регионов за счет избытка продукта, обеспечение безопасности страны и региональных территорий в сфере продовольствия;
- развитие инфраструктуры, которая является важнейшим фактором для более глубокой специализации производства региональной территории, оптимизации размещения производственных и агропромышленных комплексов и формирования и развития эффективных региональных рынков;
- определение потребностей населения в конкретных видах продукта;
- определение потребности региональной территории в сырье, трудовых ресурсах, инновационных технологиях и пр.;
- обеспечение налаживание коммуникаций для долгосрочных отношений обмена между региональными территориями, предприятия которых производят соответствующие продукты, и теми региональными территориями, которые его потребляют;
- формирование условий доступности необходимого продукта для всего населения страны.
Очевидно, что эффективные отношения обмена между региональными предприятиями возможны только посредством установления эффективных долгосрочных коммуникаций между региональными территориями. Именно от уровня развития межрегиональных контактов зависит качество и конкурентоспособность продукта и эффективность регионального предприятия.
С точки зрения населения значение развития межрегиональных связей региональных предприятий обусловлено тем, что развитие таких связей позволяет добиться снижения потребительской цены посредством сокращения издержек на производство и на затраты по доставке продукта к потребителю.
С позиции государства развитие межрегиональных связей региональных предприятий позволяет повысить доходы бюджета, обеспечить покупательную способность населения, обеспечить конкурентоспособность отечественного продукта и экономики в целом.
Развитие внешнеэкономических связей региональных предприятий
Сегодня идут процессы глобализации экономической деятельности, что, в свою очередь, актуализирует внешнеэкономическую деятельность отечественных предприятий.
Развитие внешнеэкономических связей региональных предприятий выступает необходимым условием роста конкурентоспособности и качества отечественной продукции, а значит и повышения благосостояния населения страны, в частности посредством инновационного обновления экономики.
Ввиду значимости развития внешнеэкономических связей региональных предприятий для повышения эффективности отечественной экономики и благосостояния населения представляется целесообразным в программах регионального социально-экономического развития предусматривать мероприятия, направленные на установление эффективных каналов связи региональных территорий с зарубежными государствами.