Задачи развития государственного управления
Государственное управление как саморегулируемая система для своего эффективного функционирования должна решать следующие задачи:
- формировать институты управления с четким определением цели, задач и планируемых результатов их функционирования. Указанное в полной мере относится, как к государственному органу, так и к государственной организации (предприятию, учреждению), их должностному лицу;
- создавать условия, обеспечивающие эффективное функционирование таких институтов и достижение ими социально полезных целей;
- управлять социальным влиянием институтов на общественные процессы, оценивать и корректировать их деятельность.
Новая концепция развития государственного управления
Преодоление затянувшегося переходного состояния от советского общественно-политического устройства к новому демократическому обществу и правовому государству требует активного преобразования государственного механизма и концепции государственного управления. Требуется разработка и внедрение долгосрочного плана развития государственного управления на базе широко применяемых в практике зарубежных государств инструментов нового государственного менеджмента. Развитые зарубежные страны стали внедрять новые управленческие технологии в функционирование государственного механизма, когда обнаружились тенденция к снижению авторитета властных структур и необходимость повышения эффективности исполнения договорных обязательств между государственными органами и частными организациями и пр.
Тенденции современного государственного менеджмента требуют смещения акцентов с шаблонной реализации государственными органами и должностными лицами бюрократических установок к выстраиванию партнерских отношений с бизнесом, населением, отдельной личностью. Здесь речь идет об ориентации на эффективность деятельности, на социально полезные результаты деятельности органа, должностного лица, а не на формальное соблюдение процедуры оказания государственных услуг, решения социальных задач в соответствии с формальными количественными показателями.
Деятельность всякого государственного органа, должностного лица должна быть направлена на удовлетворение каждого потребителя их услуг (личности, социальной группы, населения в целом), на постоянное повышение рентабельности своей деятельности и эффективности выполнения социально значимых функций.
Формирование гражданского общества ставит задачи к координации деятельности органов государственной, государственных организаций, их должностных лиц с населением, бизнес-сообществом, общественными объединениями и пр. На смену вертикальному взаимодействию необходимо ввести взаимодействие горизонтальное.
Принципы развития государственного управления
Современное государственное управление в своем развитии опирается на следующие принципы:
- ориентированность на личность, население как потребителя государственных услуг. Система отбора и оценки деятельности должностных лиц должна ориентировать их на удовлетворенность потребителя государственных услуг как основной результат деятельности;
- рыночные механизмы оценки деятельности государственных органа, организации, должностного лица: не оценка выполнения правил, инструкций и т. п., но оценка достигнутых результатов. Система контроля функционирует не для наказания за выявленные нарушения, но для оперативного решения проблемы, преодоления трудностей в решении социально значимых задач;
- включение институтов гражданского общества, органов местного самоуправления, а соответственно и населения, в решение социально значимых задач;
- использование демократических инструментов при выработке и реализации механизмов исполнения государственных функций: открытое обсуждение программ и процедур деятельности конкретных государственных органов и организаций, их корректировка с учетом общественного мнения; мониторинг внедряемых инноваций, в том числе посредством собственной оценки населением качества потребляемых государственных услуг и пр.
Основные направления развития государственного управления
Ориентация на современные технологии менеджмента, используемые частным бизнесом, позволяет выделить следующие приоритетные направления развития государственного управления:
- внедрение в практику государственных органов и организаций (предприятий и учреждений) управленческих бизнес-технологий, отказ от бюрократического типа руководства в пользу управленческих принципов координации, партнерства, эффективности. Использование профессиональных инструментов менеджмента;
- формирование системы оценки эффективности деятельности государственного органа в целом, отдельного государственного служащего в частности, смещение акцента в оценочных и контрольных мероприятиях с количественных показателей на качественные. Внедрение прозрачных, репрезентативных инструментов измерения эффективности деятельности государственного органа, должностного лица посредством сопоставления достигнутых в подотчетной сфере социально значимых результатов;
- формирование конкурентной среды в области государственного управления как инструмента снижения затрат на предоставление государственных услуг при повышении качества таких услуг;
- повсеместное неформальное использование тендеров на выполнение государственного заказа и контрактных отношений для повышения качества государственных услуг при снижении расходов на них;
- децентрализация, введение принципов инициативности, самостоятельности, активности, ответственности государственных органов при реализации ими своих полномочий;
- экономичность в использовании государственных ресурсов;
- активное внедрение информационных технологий в процесс оказания государственных услуг и др.