Несовершенство действующего законодательства – это совокупность пробелов, противоречий и неурегулированных аспектов общественной и государственной жизнедеятельности в системе федерального, регионального и муниципального правового регулирования.
Проблемы несовершенства действующего законодательства
Для законодательства новейшего периода развития российского государства характерно наличие противоречивых тенденций, которые в разные периоды постсоветского развития переходили из категории централизации в категорию децентрализации правового регулирования. Децентрализация правового регулирования обеспечила передачу значительных правотворческих полномочий на региональный уровень государственного управления, а также уровень местного самоуправления. Бесспорная необходимость децентрализации в многонациональном государстве не требует доказательства. Однако необходимо понимать, что ослабление централизованного регулирования способствует развитию сепаратизма, разногласий между отдельными элементами федеративного государства, противоборству центральной власти и местного самоуправления. Зачастую местные чиновники приобретают амбиции, не соответствующие их полномочиям, децентрализация способствует хозяйственной неразберихе, возникновению противоречий правовых норм и судебной практики. Избыточная децентрализация также способствует правовому нигилизму.
Таким образом, при формировании сильного федеративного государства должно разумно применять идею децентрализации правового регулирования.
При это необходимо понимать, что федеральное законодательство не всегда способно оперативно регулировать на изменение общественной и государственной жизни. Как следствие, в правовом регулировании возникают пробелы, которые способствуют возникновению неурегулированных вопросов и споров по тем или иным аспектам, к числу которых можно отнести осуществление государственного управления, охрану прав личности, собственности, владения, распоряжения и пользования природными ресурсами, функционирование кредитной и банковской систем, бюджетные отношения, налогообложение и так далее.
Несовершенства и пробелы имеют нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов исполнительной власти, государственную службу, трудовые отношения, действие целевых и функционально-юридических режимов и так далее.
Специфика разрешения проблем в условиях несовершенства законодательства
Существующие проблемы несовершенства законодательства требуют нестандартного подхода к решению тех или иных вопросов. В условиях отсутствия необходимых правовых норм решение проблемы зачастую осуществляется по принципу правовой аналогии, когда сходная с проблемой ситуация имеет правовое решение и позволяет перенести его на неурегулированную проблему.
Наличие пробелов в федеральном законодательстве ведет к тому, что вследствие недостаточной оперативности федеральных властей регионы и муниципальные образования реализуют практику неоправданного опережающего правотворчества. Впоследствии это ведет к формированию правовых коллизий и противоречивых норм, которые при ликвидации пробелов в федеральном законодательстве утрачивают свое действие.
Способы решения проблем несовершенства действующего законодательства
Существующие пробелы в действующем законодательстве требует четкого и последовательного разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровня. Изначально необходимо четко урегулировать организационную расшифровку конституционных понятий, которые закреплены в статьях 71 и 72 российской Конституции. Эти статьи используют такие понятия как разграничение, регулирование, управление, обеспечение, координация и так далее.
Недостаточная четкость разграничения полномочий между уровнями государственной власти выступает в качестве главной причины наличия противоречий в законодательстве федерального и регионального уровня. Отдельные правовые акты содержат нормы, которые противоречат даже российской Конституции. Это явление носит достаточно типичный характер, о чем свидетельствует данные Генеральной прокуратуры, которая на регулярной основе обеспечивает отмену и изменения множества нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.
На уровне местного самоуправления принятие правовых актов, противоречащих федеральному региональному законодательству, носит еще более широко распространенный характер. При этом в российском законодательстве отсутствует механизм, позволяющий установить ответственность органов муниципального управления за принятие решений, носящих противоправный характер. Причиной издания местных нормативных актов, содержащих противоречия, пробелы, несовершенства можно считать:
- во-первых, низкий уровень организации федеральной исполнительной власти, которая не препятствует проявлению сепаратистских тенденций;
- во-вторых, наличие пробелов в федеральном и региональном законодательстве;
- в-третьих, слабый уровень правовой подготовки депутатов представительных органов муниципального управления и так далее.
Обеспечение устранения несовершенства российского законодательства требует преодоления бессистемности и хаотичности его формирования, в результате которого нарушаются приоритеты правового регулирования, количество законов выступает в качестве самоцелей, имеет место несбалансированность действующего законодательства, принятие новых правовых актов без взаимоувязки с нормами действующего законодательства, отсутствие единства терминологии, нарушение правил законодательной техники и так далее.
Также российское законодательство нуждается в более продуманном и неспешном процессе нормотворчества, поскольку множество изменений и дополнений к нормативным актам не способствует преодолению пробелов в правовом регулировании.