Психология управления - это довольно сложная система знаний, которая действует в отношении следующих аспектов управленческой деятельности:
- психологических факторов, обеспечивающих эффективность функционирования управленческого персонала;
- психологии мотивации персонала на достижение целей;
- психологический климат в коллективе;
- особенностей взаимоотношений межличностного характера;
- психологических аспектов лидерства;
- особенности принятия управленческих решений;
- психологических аспектов осуществления власти;
- особенности группового психологического микроклимата;
- конфликтологии.
Содержание проблем, решаемых психологией управления
Проблемы, решаемые психологией управления, носят прикладной характер.
Психология управления призвана обеспечивать решение следующей основной задачи - изучать влияние управления на личность работника, коллективные взаимоотношения, обусловленные общими целями и ценностями функционирования.
Предметом исследования психологии управления выступают психологические факторы осуществление коллективной деятельности, способы организации этой деятельности с точки зрения психологии.
Психология управления имеет много схожих черт с психологией труда. Однако предметом исследования психологии труда являются проблемы профессионального отбора, в то время как психология управления ориентирована на оценку соответствия определенного кандидата ценностям, целям и задачам функционирования управляемой системы.
Психология управления призвана обеспечивать психологическую готовность управленческих кадров к исполнению конкретных управленческих задач.
Управленческие кадры обеспечивают решение следующих типов задач:
- во-первых, задач, ориентированных на достижение определенных целей любой ценой и восприятие персонала исключительно как средства достижения этих целей. При решении данного типа задач не принимается во внимание психология, интересы и особенности поведения человека, более того, зачастую они полностью игнорируются;
- во-вторых, задач, находящихся в тесной взаимосвязи с психологией коллективных взаимоотношений, то есть основанных на уровне удовлетворенности персонала, качестве его общения, мотивированности и так далее.
Таким образом, весь управленческий персонал делится на тех сотрудников, которые более эффективно осуществляют техническое руководство и тех, которые более эффективно осуществляют управление персоналом.
Оба параметра осуществления управленческой деятельности находятся в тесной взаимосвязи, поскольку эффективность функционирования, умение осуществлять решение поставленных задач и оптимальным способом растет при наличии в коллективе правильного психологического климата. Психология управления позволяет руководителям осуществлять компетентное управление коллективом, предотвращать конфликтные ситуации, вникать в психологическую составляющую процесса управления, осуществлять качественное решение проблем подбора персонала, анализа и улучшения психологического климата. Помимо этого, психология управления обеспечивает управленческому персоналу возможность адекватной оценки собственной деятельности.
Состав задач психологии управления
В состав задач психологии управления входят:
- во-первых, проведение психологического анализа деятельности лиц, включенных в управленческий персонал;
- во-вторых, исследование механизма мотивации персонала;
- в-третьих, изучение механизма регулирования деятельности в условиях комфортного и экстремального характера на психологическом уровне;
- в-четвертых, исследование психологических особенностей феномена лидерства;
- в-пятых, разработка психологических рекомендаций по использованию знаний в сфере психологии в процессе управления, разрешении конфликтов, осуществлении изменения психологического климата в коллективе.
Сущность и значение психологического подхода к осуществлению управленческого процесса
В основе психологического подхода к осуществлению управленческой деятельности находится выявление социально-психологической сущности этой деятельности, способов организации деятельности людей в коллективе. Это обусловлено следующими причинами:
- во-первых, психология позволяет выявить закономерности функционирования отдельных элементов процесса управления;
- во-вторых, психология помогает решить практические задачи управления за счет использования психологических методов.
Психология управления исследует психологические явления и отношения, формирующие психологические аспекты управленческой деятельности.
Управленческие отношения - это взаимодействие людей, занятых в процессе целенаправленного воздействия, то есть в осуществлении процесса управления. Управленческие отношения существует между управляемой и управляющей подсистемами, то есть между объектом и субъектом управления.
Проявлением управленческих отношений является управленческая деятельность.
Управленческие отношения - это особый вид отношений, который характеризуется тем, что не предусматривает создания ни духовных, ни материальных ценностей. Управленческие отношения представляют собой необходимое условие производства духовных и материальных ценностей.
Управленческие отношения присутствуют в любой сфере деятельности, включая государственное и муниципальное управление.
Отличительными особенностями управленческих отношений в контексте психологии управления выступают:
- во-первых, целевая направленность управленческих отношений, состоящая в организации деятельности персонала по созданию определенного продукта;
- во-вторых, содержание управленческих отношений, состоящее в реализации следующей стадий: выбора целей, постановки задач и их практическом воплощении;
- в-третьих, создание управленческих отношений людьми;
- в-четвертых, подвижность управленческих отношений.