Процесс разработки государственных решений – это нормативно регламентированная процедура принятия управленческих решений для разрешения управленческой проблемы или реализации управленческих задач должностными лицами и органами публичного управления в рамках их компетенции.
Понятие и специфика процесса разработки государственных решений
Всякая целенаправленная управленческая деятельность предполагает необходимость разработки и принятия управленческих решений.
Специфика разработки и принятия государственных решений обусловлена следующими обстоятельствами:
- государственное управление реализуется для обеспечения прав личности, обеспечения социально-экономического развития территорий посредством реализации полномочий должностных лиц и органов государственного управления. Иными словами, государственное управление имеют непосредственное социальное назначение, потому все решения, принимаемые в системе государственного управления, должны соответствовать требованиям закона, разрабатываться и реализовываться исключительно в рамках полномочий конкретного должностного лица или органа публичного управления;
- осуществление публичного управления предполагает использование общественных (бюджетных) ресурсов, а кроме того реализация публичного управления предполагает наделение должностных лиц и органов публичного управления властными полномочиями. Для предотвращения злоупотреблений в сфере публичного управления, для гарантирования эффективного и законного использования финансовых ресурсов публичное управление должно подчиняться требованиям закона, что предполагает не только законодательное регулирование управленческой деятельности, но и административную регламентацию управленческих процедур, в том числе принятия государственных решений;
- государственные решения принимаются в широком смысле всеми органами публичного управления – законодательными, исполнительными и судебными, при этом основной принцип демократического правового устройства публичного управления – это принцип законности, которая предполагает, что деятельность должностных лиц и органов публичного управления должна соответствовать требованиям закон. Отсюда государственные решения, принятые в форме законов, должны приниматься в соответствии с требованиями к такой процедуре, остальные решения, в том числе в форме подзаконных нормативно-правовых актов, должны соответствовать требованиям закона и утвержденной процедуре принятия таких решений.
Итак, процесс разработки государственных решений – это нормативно регламентированная деятельность должностных лиц и органов публичного управления по исследованию объекта управления, выявлению управленческих проблем и разработки вариантов мероприятий по преодолению таких проблем.
Порядок разработки государственных решений
Процесс разработки государственных решений как всякая целенаправленная деятельность включает в себя отдельные этапы, то есть подсистемы действий, имеющих частную цель в рамках общего процесса принятия государственного решения. К числу основных этапов процесса принятия государственных решений относятся:
- исследование объекта управления, определение ключевых характеристик и параметров оценки состояния объекта управления;
- выявление проблемных аспектов по результатам анализа исследования текущего состояния объекта управления;
- сбор, аккумулирование и использование сведений относительно управленческой проблемы, в том числе факторов внутренней и внешней среды, способных оказать влияние на управленческую проблему;
- подготовка первичных вариантов системы мероприятий по преодолению проблемы за счет имеющихся в распоряжении должностного лица или органа публичного управления ресурсов;
- отбор наиболее перспективных вариантов преодоления управленческой проблемы;
- постановка целей, задач, принципов, методов, инструментов и мероприятий, а также желаемых параметров объекта управления, которые должны быть достигнуты по результатам управленческого воздействия;
- выбор и утверждение варианта преодоления управленческой проблемы, то есть непосредственное принятие государственного решения;
- реализация государственного решения;
- осуществление контрольных мероприятий в отношении реализации государственного решения.
Специфика организации процесса разработки государственных решений
Необходимо отметить, что система публичного управления структурирована по вертикали и по горизонтали:
- по вертикали в системе публичного управления выделяются государственный уровень, включающий федеральное и региональное управление, уровень местного самоуправления, который является относительно обособленным от системы государственного управления и самостоятельным;
- кроме того, в структуре публичного управления происходит распределение власти по горизонтали, то есть по функциональной роли органов и должностных лиц публичного управления. Иными словами, каждое должностное лицо или орган функционирует в строго отведенной ему сфере ведения.
При этом сегодня все большее внимание уделяется комплексному системному преодолению управленческих проблем, что требует выработки инструментов системного воздействия на объект управления с учетом общих стратегических и специфических целей и задач развития территории.
Сегодня к числу наиболее востребованных инструментов организации процесса принятия управленческих решений относится программно-целевой метод, который предполагает, что посредством анализа текущей ситуации выявляются проблемы и на основе полученных данных разрабатывается исходя из имеющихся ресурсов система мероприятий по комплексному воздействию на управленческую проблему. При этом процесс принятия решения предполагает увязку имеющихся ресурсов и ресурсов, которые могут быть привлечены, с реальными мероприятиями для достижения поставленных целей развития объекта управления.