Финансовые органы – это элементы системы публичного управления государством, деятельность которых обеспечивается государственными служащими и направлена на эффективные образование, распределение и расходование финансовых ресурсов государства, а также на обеспечение контроля над образованием, распределением и расходованием финансовых ресурсов государства.
Понятие взаимодействия государственных органов
В современных демократических государствах большое внимание уделяется организации и реализации согласованных действий должностными лицами и органами публичного управления для эффективной реализации задач внутренней и внешней политики и обеспечения благополучия личности, общества и государства.
В самом общем виде взаимодействие в системе публичного управления можно охарактеризовать как реализацию субъектами публичного управления действий, согласованных по целям, задачам, принципам, методам посредством кооперации, сотрудничества и взаимопомощи. Все социальные сферы сегодня взаимосвязаны и для их эффективного регулирования требуется системное управленческое воздействие.
В Российской Федерации вопросы взаимодействия органов публичного управления усложняются и спецификой их территориального устройства. Фактически в системе публичного управления России можно выделить три уровня – федеральный, региональный и местный. Таким образом, для эффективной реализации политики государства в России необходимо обеспечить эффективное взаимодействие должностных лиц и органов публичного управления, не только разных с точки зрения предмета ведения, но и разные с точки зрения уровня публичного управления.
Необходимость взаимодействия должностных лиц и органов публичного управления в современном государстве связана еще и с тем, что социальные проблемы носят комплексный характер, требующий системного воздействия и координации усилий должностных лиц органов публичного управления, функционирующих в различных сферах и на различных уровнях системы публичного управления. Так, например, обеспечение экономического развития требует решения вопросов регулирования труда и занятости, поддержки малого и среднего бизнеса, повышение качества образования и др.
Кроме того, эффективная система управления требует функционирования всех элементов на единых принципах с применением единых методов и инструментов, наиболее полно соответствующих целям и задачам публичного управления.
Основы взаимодействия финансовых, казначейских и налоговых органов
Министерство Финансов России является федеральным исполнительным органом, который обеспечивает проведение единой финансовой, налоговой и валютной политики в стране. Этот элемент системы публичного управления координируют деятельность иных органов в подведомственной сфере. Одной из ключевых задач функционирования Министерства финансов является разработка и совершенствование налоговой политики государства. Иными словами, взаимодействия финансовых и налоговых органов в России определяется спецификой статуса Министерства финансов: этот орган реализует координацию и контрольную функцию в отношении деятельности налоговых органов.
Федеральная налоговая служба страны подотчетна и подконтрольна высшему финансовому органу, хотя при этом налоговые органы самостоятельны при реализации функций контроля и надзора в налоговой сфере.
Министерство финансов вносит представление в федеральное правительство относительно кандидата на должность руководителя Федеральной налоговой службы, а также по представлению руководителя службы назначает его заместителей.
Согласно указу главы государства по вопросам организации федеральных исполнительных органов в структуру Министерства финансов включены:
- Федеральное налоговая служба;
- Федеральное казначейство и др.
Федеральное казначейство, таким образом, как и Федеральная налоговая служба, подотчетно Министерству финансов и потому вопросы их сотрудничества и координации их деятельности особенно актуальны для организации эффективного публичного управления.
Налоговые органы при реализации полномочий руководствуются письменными разъяснениями Министерства финансов. Так, в частности, при необходимости получения разъяснений от Министерства финансов для реализации собственных полномочий региональные налоговые органы обращаются в специальное управление Федеральной налоговой Службы, ответственное за взаимодействие с Министерством финансов.
Министерство финансов дает разъяснение относительно положений налогового законодательства, в частности разъясняет плательщикам налогов и сборов вопросы применения налогового законодательства, а также определяет формы расчетов по налогам и сборам, обязательные для плательщиков налогов.
Кроме того, для обеспечения эффективного взаимодействия между финансовыми и налоговыми органами учрежден специальный институт – Межведомственная комиссия по координации взаимодействия таких органов в налоговой сфере.
Налоговые и казначейские органы взаимодействуют:
- по вопросу учета, поступающих от плательщиков налогов денежных средств в бюджет;
- по вопросу возврата по представлению налоговых органов сумм налогов, которые взысканы или уплачены излишне и пр.
Проблемы и перспективы взаимодействия финансовых, казначейских и налоговых органов
Основные проблемы эффективного взаимодействия финансовых, казначейских и налоговых органов связаны, прежде всего, с необходимостью:
- обработки значительного объема информации;
- организации оперативного обмена информацией для решения совместных задач.
Указанное актуализирует внедрение в систему взаимодействия финансовых, налоговых и казначейских органов информационных технологий, которые позволят:
- обеспечить формирование единых баз данных и обеспечить доступ к таким данным финансовых, налоговых и казначейских органов для решения задач публичного управления;
- обеспечить эффективное взаимодействие финансовых, налоговых и казначейских органов для предотвращения правонарушений в подведомственных сферах и др.