Межсекторное взаимодействие в решении социальных задач – это механизм частного партнерства государства, предпринимателей и общественных объединений, которые посредством взаимосогласованных усилий решают социальные задачи для обеспечения благосостояния российского населения.
Значение межсекторного взаимодействия в решении социальных задач
Проблемы разработки и реализации эффективной социальной политики актуальны для всех демократических государств. Для России проблемы эффективности социальной политики связаны еще со значительностью ее территории. Развитие муниципальных и региональных территорий происходит неравномерно, кроме того, они обладают разными ресурсами, потому для выработки эффективных мероприятий социальной политики необходимо учитывать такие различия.
Кроме согласования интересов федерального, регионального и местного уровней, большое значение для эффективности решения социальных задач имеет вовлечение населения в разработку и реализацию мероприятий социальной политики.
Указанное актуализирует решение задач публичного управления в социальной сфере посредством налаживания взаимодействия, то есть партнерских отношений, для решения задач в социальной сфере между:
- должностными лицами и органами публичного управления федерального, регионального и местного уровней, действующими от имени соответствующих публично-правовых образований;
- коммерческими организациями;
- общественные объединения.
Субъекты каждого из названных секторов обладают разными перечнем и объемом ресурсов, которые могут быть направлены на решение социальных задач.
В качестве идеального результата межсекторного взаимодействия выступает согласование интересов различных социальных групп, бизнеса, публично-правовых и общественных институтов.
Проблемы межсекторного взаимодействия в решении социальных задач
Несмотря на очевидную полезность для обеспечения социальных интересов населения межсекторного взаимодействия публично-правовых образований, бизнеса и некоммерческих организаций, эффективное согласование интересов указанных секторов осложняется рядом проблемных аспектов:
- структуры предпринимательства, функционирующие в российской экономике, сегодня можно охарактеризовать как низко социально ответственные. Иными словами, в условиях российской действительности еще не сформировалась культура социальной ответственности бизнеса, культура использования коммерческих ресурсов для решения социальных задач и формирования собственного позитивного имиджа и, как следствие, развития предприятия, повышения эффективности его функционирования;
- недостаточная развитость институтов гражданского общества. Россия как демократическое государство фактически находится на начальном пути формирования и внедрения демократических институтов – институтов гражданского общества – в повседневную действительность. Конституционно и законодательно российскому населению предоставлены инструменты участия в обсуждении, разработке и осуществлении управленческих решений, однако названные инструменты на практике еще развиты слабо. Поэтому важнейшее значение для эффективного социально-экономического развития страны имеет становление и развитие гражданских институтов, которые способны при взаимодействии с государством и бизнесом обеспечивать эффективное решение социальных задач;
- инструменты государственно-частного партнерства, в том числе в социальной сфере, сегодня находятся в стадии становления, положительная практика их функционирования нарабатывается, однако объективно требуется их дальнейшее совершенствование и развитие.
Тенденции межсекторного взаимодействия в решении социальных задач
Сегодня межсекторное взаимодействие в сфере решения социальных задач обычно реализуется посредством:
- взаимодействия публично-правовых, то есть государственных и муниципальных структур, и некоммерческих организаций;
- взаимодействия публично-правовых структур и бизнес-структур.
Иными словами, социальные задачи редко решаются посредством эффективного трехстороннего взаимодействия государства, бизнеса и институтов гражданского общества. При этом очевидно, что такое трехстороннее межсекторное взаимодействие относится к числу наиболее эффективных. Для его реализации необходимо соблюдение следующих условий:
- коммерческие организации не должны принимать участия в политических процессах на федеральном или региональном уровне, и их деятельность должна быть направлена на повышение собственной экономической эффективности;
- система публичного управления соответствующей территории не должна быть связана взаимными обязательствами с предпринимательскими структурами, функционирующими на управляемой территории. Иными словами, должностные лица публичного управления должны выполнять роль медиаторов, арбитров, которые координируют интересы разных групп влияния для решения социальных задач;
- все три стороны межсекторного взаимодействия должны быть ориентированы на взаимное перераспределение имеющихся ресурсов, что выражается в предоставлении определенных льгот и преимуществ со стороны публичного управления иным участникам за их вклад в сотрудничество.
К числу основных механизмов организации межсекторного взаимодействия для решения социальных задач сегодня можно отнести финансовый механизм. Названный механизм предполагает аккумулирование ресурсов от трех сторон взаимодействия посредством учреждения фонда, целью деятельности которого выступает развитие конкретной территории. Этот метод организации межсекторного взаимодействия позволяет повысить открытость и прозрачность в использовании финансовых ресурсов для решения социальных задач.
Для эффективности решения социальных задач финансовый механизм необходимо дополнить координирующим или экспертным механизмом, который может быть реализован посредством учреждения совещательных органов для определения приоритетных направлений использования финансовых ресурсов в рамках межсекторного взаимодействия.