Специфика государственной формы собственности
Государственная форма собственности – это правоотношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которое составляет собственность Федерации и собственность регионов, где названные публично-правовые образования выступают управомоченной стороной – собственниками.
С принятием ныне действующей Конституции и установлением в стране демократического политического режима в экономическом и правовом российском пространстве утвердился плюрализм форм собственности, каждой из которых гарантируется равная защита.
Государственная форма собственности – необходимый элемент всякой современной экономики, через нее государство решает не вопросы прибыльности использования, распоряжения, владения тем или иным имуществом, находящимся в собственности, а вопросы повышения эффективности.
Россия традиционно рассматривается, как внутри государства, так и за его пределами, как экономика со значительным государственным сектором, и связано это не только с тем, что в состав государственной собственности включается избыточное число объектов, но и той ролью, какую имущество государства играет в экономических отношениях.
Причин избыточного участия государственной собственности в отечественных экономических отношениях немало. Это:
- особая роль, которая отводилась объектам государственной собственности в советский период и в период становления российской экономики;
- структура объектов, составляющих государственную собственность;
- оставшаяся в наследство от советского государства тоталитарная модель управления объектами, входящими в государственную собственность.
Государством принималось множество шагов, направленных на снижение объемов государственной собственности в отечественной экономике (многократная приватизация, попытка сокращения доли своего участия в важнейших ресурсодобывающих организациях и пр.). При этом анализ современной экономики позволяют говорить о том, что доля объектов государственной собственности остается высокой, однако своего предназначения в полной мере государственная собственность в экономическом обороте страны не выполняет. Именно поэтому в западной экономической теории высказывается мнение о слабости государственной собственности в экономическом обороте России.
В советский период государственная собственность играла роль альтернативы собственности частных лиц, и в таком же качестве институт государственной собственности был унаследован современной Россией.
Сегодня государство предпринимает активные попытки переломить сложившуюся обстановку, направив усилия на сокращение государственного участия в экономике и повышение эффективности такого участия. На это, в частности, направлена приватизация государственной собственности на специальных условиях, когда процедура приватизации и условия ее реализации напрямую определяются спецификой передаваемого объекта.
Характерные признаки государственной формы собственности
По своему правовому содержанию право собственности государства не отличается от содержания права собственности частного лица, организации. Она также объединяет полномочия пользования, владения, распоряжения, пользуется такой же защитой, однако определенная специфика, отражающаяся в основаниях возникновения и прекращения государственной собственности, в ее назначении в обществе наличествует.
Так, к специфическим чертам государственной формы собственности нужно отнести следующие признаки.
В качестве субъекта собственности всегда выступает публично-правовое образование, однако правовая конструкция которую публично-правового образования не позволяет ему самостоятельно реализовывать свои права собственника. Для этого государство использует систему органов публичного управления, а также специально уполномоченные организации.
Реализация правомочий собственника государством осуществляется фактически посредством издания в соответствии с процедурой, урегулированной законодательством, правовых актов.
В качестве объектов государственной собственности, в отличие от собственности частных лиц, государство может иметь всякое имущество, в том числе и те объекты, которые из имущественного оборота изъяты. Такие объекты входят в состав федеральной собственности. В свою очередь, регионы имеют право получать от Федерации в свою собственность всякое имущество, если оно не отнесено к составу федерального имущества.
Специфические способы приобретения объектов в собственность государства, которые также используются только публично-правовыми образованиями и не могут быть использованы частными субъектами. К таким специфическим способам относятся: национализация имущественных объектов, конфискация, имущественных объектов, реквизиция имущественных объектов и другие случаи, когда имущественные объекты изымаются принудительно. Еще одним способом приобретения государственного имущества является сбор налогов.
При этом необходимо отметить, что всякое принудительное изъятие имущества в государственную собственность допускается только в соответствии с требованиями демократически установленных законов. Так, например, приобретение объектов имущества в государственную собственность посредством процедуры национализации предполагает, что имущество изымается принудительно в соответствии со специально предусмотренной процедурой на условии возмездности. Лицу, у которого в порядке национализации изымается имущество, предоставляется предварительно равноценное возмещение его стоимости;
Помимо вышеописанных признаков, наличествуют и специфические основания прекращения собственности на объекты, принадлежащие государству. Таким специальным инструментом является приватизация, то есть передача государством имущества, находящегося в его собственности, частным лицам. Такая передача также регламентируется законом, может носить платный и бесплатный характер.
Имущество, составляющее государственную собственность, может быть, как распределено между государственными учреждениями и предприятиями, так и оставаться нераспределенным.