Партнерство государства с традиционными конфессиями – это специфика взаимоотношений светских органов государственного управления и представителей религиозных объединений традиционного характера, осуществляемых с целью решения различных проблем развития современного общества.
Сущность партнерства государства с традиционными конфессиями
В основе партнерства органов государственной власти и традиционных конфессий находятся международные принципы, устанавливающие права человека, свободу совести и вероисповедания, а также российское законодательство. Длительный советский период существования российского государства отрицал необходимость взаимодействия государственной власти и религиозных объединений. Однако с 1990 года религиозные объединения получили статус полноправных субъектов права, после принятия Закона «О свободе вероисповеданий». При этом государственные органы власти максимально дистанцировались от религиозных объединений, предоставив им возможность самостоятельного регулирования своей деятельности.
В соответствии с Конституцией Российская Федерация является светским государством. Это означает, что религиозные объединения отделены от государства и равные перед законом по сравнению с другими субъектами права. Российский гражданин наделен следующими конституционными гарантиями:
- во-первых, свободы совести;
- во-вторых, свободы вероисповедания, включая возможность исповедания индивидуальной или совместной религии, свободу выбора и распространения религиозных и иных убеждений и осуществления действий в соответствии с ними.
При этом российские граждане получают светское образование.
Необходимость партнерства государства и религиозных объединений обусловлена тем, что основная задача государства состоит в обеспечении максимальной эффективных решений общественных проблем. В контексте решения этой задачи объединение государства с религиозными организациями позволяет получить дополнительный ресурс для решения общественных проблем. Именно этот аспект взаимодействия государства и религиозных объединений формирует идеальную модель взаимоотношений власти и религии.
Кооперационная модель партнерства власти и религиозных объединений сталкивается с рядом проблем, проявляющихся в области социального служения религии и социального партнерства.
Религиозные объединения имеют публичный статус, обусловленный международными нормами, национальным законодательством, традициями, стадией общественного развития, различными культурными и общественными процессами.
Модели партнерства государства с традиционными конфессиями
Исследователи проблемы партнерства государства и религиозных объединений предложили следующие модели такого взаимодействия:
- во-первых, модель идентификации или модель государственной религии;
- во-вторых, модель радикального отделения государства;
- в-третьих, плюралистическая модель, кооперационная модель или модель нейтралитета.
Вторая модель характерна для Соединенных Штатов Америки, третью преимущественно используют европейские страны.
Практика российского взаимодействия власти и религиозных объединений показывает, что формально власти провозгласили отделительную модель, но фактически используют кооперационную модель, которая в условиях отсутствия государственной религии способствует легитимному сотрудничеству власти с религиозными объединениями. В основе российского партнерства власти и религиозных объединений находятся следующие принципы:
- во-первых, мировоззренческий нейтралитет власти. Данный принцип подразумевает невмешательство и неидентификацию государства с религиозными или философскими учениями. Государство формирует нормативную базу деятельности религиозных организаций, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность. Также органы власти могут интересоваться деятельностью религиозных объединений, содействовать ей, но не придавать ей статус государственной деятельности. Власти должны отслеживать соблюдение равенства любых граждан независимо от их религиозных убеждений;
- во-вторых, толерантность. Данный принцип касается межличностных взаимоотношений граждан, мирного сосуществования религиозных объединений в пределах одного государства. Данный принцип имеет особую актуальность в условиях серьезных трудностей балансирования между демократическими принципами, свободой религии и совести, правами человека и необходимостью сохранения национальной культуры, религиозной и этнической идентичности;
- в-третьих, паритет. Данный принцип состоит в равенстве деятельности людей любых религиозных или нерелигиозных убеждений, в том числе в сфере гражданских прав или допуска к государственной службе. Равенство в этом случае рассматривается как равенство в шансах, поскольку каждая религиозная организация наделена разными возможностями в силу различных особенностей, в том числе и финансовых, организационных, иных. Государство не вправе отказать одному религиозному объединению в определенных действиях, в том случае если такие действия разрешены другим религиозным объединениям.
Совет по взаимодействию с религиозными объединениями
При Президенте Российской Федерации действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, который является консультативным органом, ответственным за предварительное исследование вопросов и формирование предложений для российского Президента по вопросам взаимодействия его как главы государства с религиозными объединениями. Данный Совет выполняет следующие функции:
- во-первых, обеспечивает взаимодействие российского Президента с религиозными объединениями;
- во-вторых, анализирует материалы и рекомендации по вопросам взаимоотношений власти и религиозных объединений.
Данный орган осуществляет свои заседания не реже одного раза в полугодие. Обеспечение деятельности данного органа возложено на президентское Управление по внутренней политике.