Сущность, признаки, история возникновения и роль парламента
Парламент – это высший законодательный орган государства, который выражает суверенную волю народа.
Парламент в отдельных странах, кроме реализации законодательных полномочий, контролирует деятельность органов исполнительной власти и высших должностных лиц, а также формирует другие высшие органы государства, занимается избранием президента, образованием правительства, назначением конституционного суда, ратификацией международных договоров, объявлением амнистии и многим другим.
Основываясь на современном понимании парламента, можно сказать, что он является:
- общегосударственным органом;
- представительным органом;
- органом, осуществляющим законодательную власть в системе разделения властей.
До революции в российском парламенте сформировалось несколько партийных фракций: кадеты, эсеры, трудовики, социал-демократы, октябристы и пр. Государственная Дума ввела гласность заседаний, процедуру прохождения законодательных инициатив, урегулирование разногласий согласительными комиссиями, депутатские запросы.
Исторически, парламент был неким амортизатором между властью, то есть монархом, и обществом, выступая, как форма представления общества во власти. При этом достаточно часто в период социальных катаклизмов, роль парламента была решающей, например, во времена Английской революции XVII века. Постепенно парламент из второстепенного органа, который должен был сглаживать конфликты власти и народа, стал высшим государственным органом.
Особый статус, роль и место парламента закреплены Конституцией государства. В соответствии с теорией разделения властей, которая закреплена в конституции любого демократического государства, за парламентом в качестве носителя верховной законодательной власти, закрепляется главенствующее, привилегированное положение среди высших органов государственной власти. Например, в Японии, в статье 41 Конституции закреплено, что парламент – высший орган государственной власти и единственный законодательный орган государства. Статус и функции парламента Испании закреплены в статье 66 Конституции, где сказано, что парламент осуществляет государственную законодательную власть, принимает бюджет, контролирует деятельность правительства, а также выполняет ряд других функций, возложенных конституцией.
В РФ в статье 94 Конституции, закреплено положение, что Федеральное Собрание, то есть парламент России, - это представительный и законодательный орган РФ.
Необходимо отметить, что в конституциях отдельных государств особая роль парламента не фиксируется, а просто перечисляются его функции.
Модели парламентов
В соответствии с устройством высшей государственной власти, принято выделять четыре модели парламентов:
- для парламентских республик характерен парламент, действующий на основании принципа парламентского ответственного правления. Главным признаком данного парламента выступает институт политической ответственности правительства. Такие парламенты получают право вотума недоверия правительству, а также право отправлять правительство в отставку. Такая модель действует в Великобритании, Нидерландах, Италии, Германии, Австрии, Болгарии, Венгрии и др.
- в государствах с президентской формой правления парламенты не имеют право вотума недоверия, а правительство не может распустить парламент. Классическим примером такого парламента являются США;
- при смешанной форме правления, в которой сочетаются элементы парламентской и президентской систем, парламент имеет право вотума недоверия и имеет реальный институт парламентской ответственности правительства, а с другой стороны, президент имеет ряд важных полномочий, связанных с парламентской деятельности, то есть может распускать парламент. Данная модель используется Францией;
- парламенты с декоративной ролью. Иногда они называются консультативными парламентами. При этом, в некоторых странах данный термин реально существует и используется, например, в Катаре. Это законосовещательные органы. Консультативные параметры предусматриваются конституциями отдельных исламских государств – Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Бахрейна и др. При абсолютной власти монарха, парламент в этих странах фактически представляет собой квазипарламент. Периодически он может распускаться, а иногда снова восстанавливаться. Часто конституции таких государств не имеют закрепленного определенного порядка формирования парламента: иногда члены парламента могут избираться гражданами, а иногда назначаться монархами. В качестве законосовещательных парламентов могут быть охарактеризованы парламенты государств, в которых сохранена социалистическая система: в Корейской Народной Демократической республик, Кубе, КНР, Вьетнаме. Основные решения и главные законы в таких государствах принимают не парламенты. Они созываются всего на несколько дней в году, а голосование в них носит формальный характер - всегда «за» голосуют 100% парламентариев.
Таким образом, парламент – это тип общегосударственного представительного учреждения демократического общества, которое осуществляет законодательную власть, основанную на принципе разделения властей.
Изначально парламент рассматривался исключительно как амортизатор между обществом и властями, при этом он выступает как форма представления власти общества. Постепенно из второстепенного органа, который был необходим только для того, чтобы сглаживать разногласия между властью и народом, парламент стал высшим государственным органом. На сегодняшний день в мире действует примерно двести парламентов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.