Организация конкурса при поступлении на государственную гражданскую службу – это инструмент публичного управления, посредством которого обеспечивается упорядочение отношений по отбору кандидатов для замещения должностей государственной гражданской службы.
Конкурс проводится с целью привлечения к службе специалистов наиболее высокого профессионального уровня, обладающих необходимыми практическими навыками и умениями, а также социально нравственными установками для наиболее эффективной реализации служебных обязанностей и, соответственно, государственных функций конкретного органа публичного управления, в котором государственный служащий будет осуществлять служебную деятельность.
Значение конкурса при поступлении на государственную гражданскую службу
Поскольку гражданскими служащими реализуются важнейшие задачи в сфере публичного управления, для государства и общества крайне важно привлекать на гражданскую службу специалистов высокого уровня, готовых добросовестно, эффективно и оперативно, с инициативой и ответственностью реализовывать служебные полномочия.
Вышесказанным обусловлена особая процедура, которая законодательно закреплена и реализуется на практике для привлечения к замещению должностей государственной службы кандидатов. Такая процедура именуется конкурсом и предполагает конкурентный отбор наиболее высоко эффективных специалистов, соответствующих требованиям, предъявляемым к конкретной должности.
Кроме того, процедура конкурсного отбора позволяет обеспечить конституционные гарантии в сфере государственной службы, в соответствии с которыми все граждане страны должны иметь равный доступ к замещению должностей службы.
Правовое регулирование организации конкурса при поступлении на государственную службу
Конкурсная процедура отбора кандидатов на замещение должностей службы в государственном механизме обусловлено положениями Конституции, гарантирующими равные возможности претендовать на должность государственной службы российских граждан.
Конкурсная процедура отбора кандидатов регламентируется:
- положениями специального законодательства о государственной службе;
- подзаконными нормативно-правовыми актами, в том числе указом главы государства, который предусматривает процедурные аспекты конкурсного отбора государственных служащих.
Названный нормативно-правовой акт включает в себя положения относительно реализации конкурсных процедур при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы и ориентирует систему отбора на выявление посредством специальных испытаний наиболее профессионально подготовленных кандидатов.
Особенности организации конкурса при поступлении на государственную гражданскую службу
Конкурсный отбор для замещения должностей государственной службы по общему правилу предусматривают двухэтапную конкурсную процедуру.
На первой стадии конкурсного отбора реализуются следующие мероприятия:
- проверяется полнота сведений, представленных кандидатами в соответствии со специальным законодательством для участия в конкурсе, а также достоверность таких сведений;
- проверяется соответствие профессиональных характеристик кандидата требованиям к образованию и опыту службы или иной трудовой деятельности по специальности для конкретной вакантной должности;
- организуется при согласии кандидата его допуск к информации, которая может составлять государственную или другую охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по вакантной должности требует работы с такой информацией.
Вторая стадия конкурсных процедур предполагает комиссионный отбор кандидатов. Рассматриваемая стадия предполагает заседание комиссии, которая организуется при наличии не менее чем двух кандидатов на вакантную должность. Решение относительно места и срока проведения данной стадии принимает представитель органов публичного управления, который выступает нанимателем, после того как реализована проверка поступившей от кандидата информации и оформлен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
В случае, когда в ходе проверочных процедур выясняется, что наличествуют обстоятельства, которые препятствуют поступлению гражданина на вакантную должность, представитель нанимателя информируют о таких обстоятельствах кандидата. При этом законом гарантируется защита прав кандидатов: в случае отказа в участии в конкурсе, такой отказ кандидат может обжаловать.
О начале второго этапа конкурсных испытаний все кандидаты, допущенные к конкурсу, информируются представителем нанимателя не позже чем за 15 дней.
Содержательная часть конкурсного отбора кандидатов на замещение вакантной должности детально законом и подзаконными актами не регламентируется. В качестве методов оценки личностных качеств и профессиональных характеристик кандидатов могут использоваться различные методы, которые не противоречат федеральному законодательству и подзаконным актам. В качестве наиболее распространенных инструментов оценки профессионализма и личностных характеристик кандидатов на должности государственной службы используются:
- собеседование с кандидатом;
- анкетирование кандидата;
- дискуссионные групповые встречи;
- подготовка реферата;
- решение тестовых заданий.
В качестве наиболее востребованного инструмента в современной практике публичного управления выделяется решение тестовых заданий. В качестве положительных характеристик указанного метода можно назвать его объективность, оперативность оценки, возможность сравнения результатов, однако данный метод не всегда позволяет оценить практические навыки и личностные характеристики, которые необходимы кандидату для эффективной реализации должностных обязанностей.
Важно подчеркнуть, что все испытания должны быть ориентированы на те требования, которые предъявляются к конкретной вакантной должности и обеспечивают отбор специалистов, которые наиболее эффективно могут реализовывать полномочия такой должности.
Порядок и содержание инструментов конкурсного отбора определяются непосредственно комиссией.
Для реализации конкурсных мероприятий отбора кандидатов для замещения должностей на региональном уровне разрабатываются и реализуются собственные регламенты проведения конкурсного отбора.