Управленческий консалтинг в органах ГМУ – это разновидность интеллектуальной деятельности, направленной на анализ, обоснование перспектив использования инноваций с учетом специфики и проблем государственного и муниципального управления.
Сущность управленческого консалтинга в органах государственного и муниципального управления
Диалектика развития государственного и муниципального управления обеспечивает усложнение его структуры с течением времени, введение новых демократических институтов, процедур, документов. В определенной мере государственное и муниципальное управление можно рассматривать в качестве многогранного, экономически неэффективного предприятия. Для государственного управления любой страны характерны такие слабости как дублирование действий, параллелизм, утрата заданных курсов, невозможность реализации стратегических задач развития.
Сегодня актуальна потребность в развитии профессионализма государственных и муниципальных служащих, обусловленная увеличением требований от граждан к качеству государственного и муниципального управления, реализации коммуникативных информационных функций обслуживания населения органами государственного и муниципального управления.
Государственное и муниципальное управление выступает в качестве перспективного направления консультационной деятельности, однако одновременно формирует трудности для специалистов. При консультировании органов государственного и муниципального управления специалисты приобретают статус, репутацию, определенную известность. При этом деятельность специалистов по консалтингу государственных и муниципальных органов управления накладывает массу ограничений относительно задач и целей деятельности, методов их осуществления и достигаемых результатов. Это зачастую отрицательно сказывается на качестве консультировании.
Задача консалтинга в государственном и муниципальном управлении состоит в обеспечении оптимизации функционирования государственного и муниципального управления в целом.
Управленческий консалтинг в сфере государственного и муниципального управления стремится к улучшению качества этого управления, повышению управляемости, эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих.
Функции управленческого консалтинга в государственном и муниципальном управлении
Управленческий консалтинг системы государственного и муниципального управления обеспечивает исполнение двух функций:
- во-первых, инициирует варьирование;
- во-вторых, поддерживает потенциал за счет осуществления инноваций.
Эффективность реализации функций обеспечивается внешним положением управленческого консалтинга по отношению к органам государственного и муниципального управления. Это обеспечивает объективный взгляд на проблемы, решаемые органами государственного и муниципального управления. Традиционные случаи варьирования и селекции не обеспечивают эффективности эволюционных процедур государственного и муниципального управления на должном уровне. Внутренние предложения по инновациям в системе государственного и муниципального управления зачастую легко саботируются.
Проблемы осуществления управленческого консалтинга в государственном и муниципальном управлении
Осуществление управленческого консалтинга в системе государственного и муниципального управления сталкиваются с рядом проблем и трудностей, к числу которых можно отнести следующие:
- во-первых, закрытые системы государственного и муниципального управления, оперирующие сведениями, составляющими государственную или иную тайну, защищаемую законом;
- во-вторых, жесткие границы осуществления управленческой деятельности, в частности в рамках системы бюджетного законодательства;
- в-третьих, этическая специфичность государственного управления, ориентированного прежде всего на внутреннюю среду.
Вышеперечисленные трудности ведут к тому, что оптимальным субъектом внешнего консультирования для органов государственного и муниципального управления выступают другие органы государственного и муниципального управления, которые обладают требуемыми организационными и квалификационными ресурсами при отсутствии внутренней соподчиненности.
Особенности российского рынка управленческого консалтинга в государственном и муниципальном управлении
Российский рынок консалтинга имеет определенные отличия по сравнению с западными аналогичными рынками. Для России не характерно привлечение консультантов в случае преуспевания компаний. На помощь консультантов надеются в том случае, если сталкиваются с трудностями. В западной практике принято привлекать специалистов для развития успеха или в самом начале возникновения проблемы для ее профилактики и предупреждения.
Управленческое консультирование органов государственного и муниципального управления в России сталкивается со следующими проблемами:
- отсутствие единых требований органов государственного и муниципального управления к консалтинговым организациям;
- отсутствие системы оценки качества консультационных услуг, оказываемых государственным и муниципальным сектором;
- частые случаи нарушения договоров об оказании консалтинговых услуг органами государственного и муниципального управления;
- отсутствие специального законодательства, регулирующего порядок консалтинговой деятельности в государственном и муниципальном секторе.
В качестве перспективных направлений совершенствования управленческого консультирования в системе государственного и муниципального управления можно обозначить:
- действия по совершенствованию государственной и муниципальной кадровой политики;
- оптимизацию системы обеспечения финансовой деятельности государственных и муниципальных учреждений;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций государственного и муниципального сектора;
- предложения по реформированию бюджетного процесса на региональном уровне;
- разработку методов внутреннего финансового контроля органов государственного и муниципального управления и так далее.