Государственное регулирование и государственное управление - это процессы, обеспечивающие функционирование общественных и социальных отношений в различных сферах человеческой жизнедеятельности с помощью соответствующего инструментария.
Понятие и сущность государственного управления
Государственное управление – это процесс, направленный на регулирование внутригосударственных отношений посредством распределения сфер влияния между уровнями и ветвями власти.
Государственное управление представляет собой воздействие государства целенаправленного и планомерно-организационного характера на общественные отношения и общественную систему с целью их упорядочивания, организации оптимального функционирования и обеспечения возможностей развития.
В качестве субъектов государственного управления выступают органы власти и должностные лица государственного управления, формирующие сложную иерархическую систему. Объектом государственного управления выступает совокупность социальных и общественных отношений, видов деятельности, непосредственно связанных с воспроизводством духовных и материальных благ, формированием социальных условий жизнедеятельности.
Понятие и сущность государственного регулирования
Государственное регулирование представляет собой деятельность, направленную на налаживание, упорядочивание, определение направления движения и развития, установление правильного взаимодействия, формирование нормальных условий работы в отдельных сферах человеческой жизнедеятельности.
Государственное регулирование охватывает практические все стороны общественной жизнедеятельности, которые отнесены законодательством в сферу компетенции органов исполнительной власти.
Государственное регулирование носит косвенный характер, выражающийся в формировании условий осуществления той или иной деятельности.
Государственное регулирование устанавливает режимы взаимодействия субъектов и объектов управления.
Характеристика различий государственного управления и государственного регулирования
Между государственным управлением и государственным регулированием существуют тесные взаимосвязь и взаимозависимость.
Осуществление государственного управления возложено на органы власти, наделенные конкретными полномочиями, призванными обеспечить реализацию их функций. В традиционном смысле государственное управление выполняет следующие функции:
- во-первых, функцию охраны собственности;
- во-вторых, функцию национальной обороны;
- в-третьих, функцию охраны общественного порядка;
- в-четвертых, функцию взимания налогов, сборов и иных обязательных платежей;
- в-пятых, функцию формирования и обеспечения функционирования единой энергетической и транспортной системы, национальных коммуникационных сетей;
- в-шестых, функцию санитарно-эпидемиологической охраны граждан;
- в-седьмых, функцию обеспечения социального прогресса и социальной стабильности;
- в-восьмых, функцию охраны природных объектов и регулирования природопользования.
Развитие общественных отношений обеспечивает возникновение и формирование новых сфер государственного воздействия, занимающих все более значимую позицию в экономике. Это ставит государство перед необходимостью аккумулирования средств и усилий в едином экономическом центре, чтобы впоследствии иметь возможность использовать их для создания и поддержки новых сфер общественного производства с целью развития обороноспособности и экономики государства.
Вышеназванные факторы повышают значимость государственного регулирования определенных сфер экономики. Это позволяет сделать вывод о том, что государственное регулирование и государственное управление нельзя считать явлениями одного уровня.
При этом в некоторых направлениях науки высказываются взгляд об отсутствии различий между государственным управлением и государственным регулированием в рамках критерия целевого назначения. В частности, такого подхода придерживается административное право, которое считает, что и государственные управление, и государственное регулирование выражают необходимость руководства, направления движения государства и его экономики в соответствии с конкретным вектором развития. Однако большая часть специалистов придерживаются мнения, что термин «государственное управление» является более содержательным и широким понятием по сравнению с термином «государственное регулирование».
Государственное управление обеспечивает формирование органами власти определенных условий и порядка осуществления деятельности в отдельных направлениях общественных отношений. Это предполагает использование таких инструментов как законодательные, административные, силовые, политические и другие способы достижения цели. Схожие инструментарий используется органами государственного управления и в ходе государственного регулирования, призванного организовать согласованное упорядочивание функционирования составных элементов фаз общественного производства за счет использования различных способов, обеспечивающих предпринимателям получение прибыли, государству и населению – необходимых товаров и услуг, рабочих мест и иных привилегий.
Государственное регулирование отличается от государственного управления по базовой причине в виде права собственности на объект. Развитие различных форм собственности, отличных от государственной, лишило органы государственной власти права прямого вмешательства в процесс использования ее объектов, за счет чего государственное регулирование вышло на первый план, обеспечивая условия для эффективного функционирования различных видов собственности во всеобщих целях.
В качестве отличительной черты государственного регулирования можно назвать его воздействие на социально-экономические процессы в государственном и негосударственном секторах экономики посредством применения экономических методов, формирующих условия функционирования различных хозяйственных субъектов.
Также отличительной характеристикой государственного управления и государственного регулирования являются применяемые инструменты, выраженные в праве собственности на объекты воздействия. Государственное управление ориентировано на использование прямых форм воздействия в виде планирования, распределения, обязывания и так далее. При этом государственное регулирование применяет косвенный инструментарий в виде финансовой, ценовой, налоговой, кредитной политики.