Основные направления реформирования судебной системы России – это меры, реализуемые государственной властью для обеспечения независимости и самостоятельности судебной системы и ее функционирования с целью защиты норм права, населения и иных лиц.
Общая характеристика реформы судебной системы России
Основная реформа судебной системы России была осуществлена в 90-х годах XX века в соответствии с Концепцией судебные реформы, определившей ее цели и задачи. Основное назначение судебной реформы того времени состояло в необходимости обеспечить верховенство права в жизнедеятельности российского общества и государственной власти. Государство осознало необходимость признания ценности свобод и прав человека, принятых мировым сообществом и получившим закрепление на уровне международных правовых актов. У власти сформировалось понимание суда в качестве эффективного средства защиты прав и свобод человека в условиях современного общества. При этом суд нуждался в наделении для осуществления своих функций полнотой государственного принуждения. При разработке концепции ее создатели исходили из понимания необходимости выделения суда из состава органов государственной власти, а также обеспечения самостоятельности и независимости судебной власти в качестве одной из ее ветвей. Судебная власть должна была обеспечить эффективность контроля и выступить сдерживающим элементом по отношению к остальным ветвям власти в рамках требований российской Конституции и иных нормативно-правовых актов.
Судебная реформа была ориентирована на восстановление подлинных целей юстиции, состоящих в обеспечении защиты населения, хозяйствующих субъектов, власти от преступлений посредством реализации норм уголовного права и одновременной защите законных интересов и прав граждан, которые попали в сферу юстиции.
Перечень направлений реализации судебной реформы России
Реализация судебной реформы Российской Федерации осуществлялась в разрезе следующих основных направлений:
- формирование федеральной судебной системы;
- обеспечение признания права каждого человека на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законодательством;
- расширение возможностей судебного обжалования неправомерности действий должностных лиц, организация судебного контроля законности применяемых мер пресечения и иных мер процессуального принуждения;
- обеспечение судопроизводства в соответствии с принципами равноправия сторон, состязательности, презумпции невиновности подсудимого;
- обеспечение дифференциации форм судебного производства;
- реализация мер, направленных на усовершенствование гарантий независимости судебной системы и подчиненности судей только требованиям законодательства, закрепление принципа несменяемости судей.
Судебная реформа в России преследовала следующие задачи:
- во-первых, обеспечить суверенность российского права на осуществление правосудия и уголовного преследования на территории российского государства в соответствии с нормами собственного материального и процессуального права;
- во-вторых, утвердить судебную власть в системе государственного механизма в качестве самостоятельной влиятельной силы, обладающей независимостью в осуществлении своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти;
- в-третьих, защитить и неуклонно соблюдать основные свободы и права человека, конституционные права граждан в системе судебного производства;
- в-четвертых, закрепить в нормах гражданского и уголовного процесса, иных законодательных актах демократические принципы организации и функционирования органов охраны правопорядка, а также нормы, отвечающие рекомендациям правовой науки;
- в-пятых, достичь уровня материально-технического обеспечения судов, органов прокуратуры, юстиции, следственных подразделений, внутренних дел, а также обеспечить сотрудников правоохранительных органов в материальном, бытовом и социальном смысле в соответствии с их обязанностями и возлагаемой ответственностью;
- в-шестых, обеспечить достоверность и рост доступности сведений о деятельности органов охраны правопорядка, судебной системы.
Рассмотренная концепция обеспечила проведение наиболее масштабных преобразований судебной системы России, сформировала основы современной судебной системы российского государства.
Характеристика современной судебной реформы России
Современная судебная реформа пришлась на третий срок действующего президента. Ее основное назначение состояло в обеспечении объединения Верховного и Высшего арбитражных судов. В итоге за семилетний период были реализованы следующие этапы реформы:
- во-первых, в 2014 году было были объединены Верховный суд и Высший арбитражный суд;
- во-вторых, в 2019 году были созданы новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции;
- в-третьих, в 2019 году была осуществлена реформа процессуального права.
Современная реформа судебной системы призвана была создать модель, отвечающую современным запросам российского общества, пользующуюся доверием населения и обеспечивающую высокий уровень правовой защиты.
Новое процессуальное законодательство вступило в силу с октября 2019 года, одновременно с началом работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции и двух новых военных судов.
В ведение новых апелляционных судов попали дела, разрешаемые первой инстанцией в лице судов регионов, а также споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Апелляционные суды получили статус вышестоящих судебных инстанций по отношению к региональным судам.
Кассационные суды общей юрисдикции стали рассматривать дела, выступая в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся и новым обстоятельствам. Новые кассационные суды получили статус высшей судебной инстанции по отношению к действующим на территориях отдельных судебных кассационных округов федеральным судам общей юрисдикции и системе мировых судей.