Федерализм - это один из основных принципов федерации, состоящий в признании в качестве политического идеала федеративной организации государства, стремлении к объединению нескольких отдельных государств в рамках одной федерации, обращении унитарного государства в федеративное.
Федерация - это форма союзного государства, объединяющего в своем составе несколько государств, за которыми сохраняется определенная юридическая и политическая самостоятельность.
Значение и соотношение понятий «федерализм» и «федерация»
Исследование основной сущности категорий «федерализма» и «федерации» имеют не только теоретическое значение, но и важно для практики публичного управления, поскольку позволяет на научно-обоснованных началах повысить эффективность публичного управления в государствах с федеративным устройством.
Природа понятий «федерализма» и «федерации» общая, однако названные категории нельзя рассматривать как тождественные.
Категория «федерализма» известна истории публичного управления достаточно давно, указанным понятиям оперировали в своих исследованиях отечественные и зарубежные ученые. В самом общем виде федерализм рассматривается в качестве комплекса основных начал федеративной формы государственного устройства, имеющей принципиальное отличие от унитарной и конфедеративной форм организации публичного управления.
Итак, федерализм следует рассматривать как общее понятие по отношению к федерации. Иными словами, категория федерации производная от категории федерализма. Федерация представляет собой характеристику формы организации территориального устройства публичной власти.
Таким образом, если федерализм можно рассматривать как концепцию территориальной организации власти и реализованного на ее основе принцип территориальной организации публичного управления конкретного государства, то федерацию следует рассматривать как непосредственно учрежденный и действующий механизм территориальной организации власти.
Основная сущность понятия «федерализм»
Сущность категории федерализма можно определить посредством указания на следующие необходимые элементы его содержания:
- федерализм предполагает согласительную процедуру установления федеративного государственного устройства. Иными словами, федерализм подразумевает соглашение между органами публичного управления центра и членов Федерации, которым устанавливается модель взаимоотношений соподчинения и установления особой структуры власти;
- федерализм требует принятия важнейших решений публичного управления посредством интеграции с участниками Федерации. Иными словами, политические решения не могут быть результатом диктата центра.
Таким образом, федерализм следует рассматривать как основу государственного территориального устройства федерации. В современных демократических государствах названный принцип призван обеспечить:
- децентрализацию публичной власти;
- недопустимость диктата центральной власти;
- интеграцию интересов участников федерации;
- адекватное социально-экономическим запросам и обеспечивающее политическую стабильность распределение полномочий между центральным уровнем публичного управления и уровнем субъектов Федерации.
Основная сущность понятия «федерация»
Категория федерации в соотношении с категорией унитарного государства характеризуется как сложная государственно-территориальное устройство. Здесь в отличие от унитарного государства, состоящего из административно-территориальных единиц, не обладающих значительной самостоятельностью и независимостью, составными элементами являются субъекты-участники федерации, которые фактически являются государственными образованиями. При вступлении в федерацию, или точнее сказать при образовании федерации, такие участники договариваются об ограничении собственной самостоятельности и суверенитета.
Исторически федеративное государство формировалось следующим образом: несколько самостоятельных государств, которые были политически обособлены и независимы, объединялись для преодоления внешней опасности и решения других, в том числе и внутренних социально-экономических, проблем с иными государствами. И возникающее посредством такого объединения новое государство фактически учреждается на основании договора участников.
Таким образом, происходило формирование государственного территориального устройства Швейцарии, Соединенных Штатов Америки и пр. Иными словами, типичная федерация представляет собой движение снизу вверх от множества к общему государству. При этом федеральная конституция определяет степень ограничения суверенитета и политической самостоятельности государства участника. Традиционно, свою самостоятельность государства-участники сохраняют в тех вопросах, которые касаются непосредственно их территории, в то время как общенациональные интересы отходят в ведение федерального управления.
Отсюда, в качестве первичного исторического основания федерации можно выделить существование нескольких политически самостоятельных государственных образований.
В качестве следующего необходимого условия образования федерации следует назвать то обстоятельство, что обычно к объединению стремятся относительно небольшие государства, которые не способны решать сложные политические задачи собственными силами.
Еще одним условием формирования федерации является демократический политический режим и достаточно высокий уровень правосознания населения. Федеративное государство и демократическое устройство публичной власти связаны непосредственно.
Способность и возможность политического компромисса между участниками еще одно необходимое условие учреждения и существования федерации.
При этом надо подчеркнуть, что названные условия выступают описанием идеальной модели федерации, на практике федерации преимущественно формируются не по классической схеме. Отсюда и практика реализации идеи федерализма не всегда приводит к ожидаемым последствиям. Так, например, федерализм выступает инструментом создания более сильного государства с централизованной властью посредством объединения менее сильных государств. Другими словами, на практике идеи федерализма не всегда воплощаются в государства с децентрализованной демократической моделью управления.
При этом реализация идеи федерализма, переход к федеративному устройству государства – это сегодня тенденция мировой политики. Многие страны долгое время существовавшие как унитарные централизованные государства, например, Испания, сегодня начинают функционировать как объединение автономных образований с децентрализованной публичной властью.