Органы государственного управления ФРГ – это совокупность органов государственной власти Федеральной Республики Германии, обеспечивающая реализацию государственной политики и государственного регулирования общественной жизнедеятельности страны.
Специфика организации государственного управления Федеративной Республики Германии
ФРГ является демократическим, социальным и правовым государством. В состав Республики входит 16 суверенных земель. Структура органов государственной власти регламентируется Конституцией ФРГ.
В основе построения государственной власти Республики находится федеративное устройство, предусматривающие два уровня управления:
- во-первых, федеральный уровень, обеспечивающий принятие общегосударственных решений, в том числе международного значения;
- во-вторых, региональный уровень, обеспечивающий решение задач федеральных земель.
На каждом уровне власти образуются собственные органы законодательного, исполнительного и судебного характера.
Отличительной особенностью государственного управления ФРГ является преобладание роли земель в организации такого управления. У многих федеральных органов власти, включая министерства, отсутствует собственный аппарат, обеспечивающий возможность реализации их решений. Основу деятельности таких федеральных органов власти составляет поддержка и помощь со стороны земельных управлений. Федеральные органы власти направляют земельным органам власти определенные указания, дают поручения, обеспечивают воздействие за счет издания специальных распоряжений, формирующих основу реализации норм права.
Фактически в Германии отсутствует единый централизованный процесс управления, что отрицательно сказывается на сложности административного процесса. Немецкая Конституция накладывает ограничения на федерального президента, обеспечивая его только функцией высшего представителя государственной власти. Федеральный президент исключается из партийно-политической борьбы, символизируя единство государственной власти.
Федеральный президент в структуре органов государственного управления ФРГ
Главой ФРГ является федеральным президент, избрание которого осуществляется Федеральным собранием на пятилетний период. Поскольку Федеративная Республика Германия является парламентской республикой, федеральный президент отделяется следующими типичными для этого вида государств полномочиями, к числу которых относятся следующие:
- во-первых, осуществление законов;
- во-вторых, участие в работе федерального правительства;
- в-третьих, назначение и увольнение высших лиц государственного управления;
- в-четвертых, реализация права на помилование;
- в-пятых, представление государства в отношении с другими странами, заключение от имени государства договоров, принятие иностранных представителей и послов.
Президент ФРГ наделен правом издания нормативно-правовых актов, однако в их отношении действуют определенные ограничения, подразумевающие необходимость контрасигнации со стороны главы правительства.
Законодательные органы власти ФРГ
Законодательным органом власти ФРГ является парламент. Правовую основу функционирования немецкого парламента обеспечивает Конституция страны и регламенты палат. Федеральный парламент ФРГ включает в свой состав две палаты:
- Бундестаг, обеспечивающий представительство народов ФРГ. Избрание депутатов данной палаты осуществляется в ходе всеобщего прямого, свободного, тайного и равного голосования. Избрание Бундестага осуществляется на четырехлетний срок. В составе органов Бундестага можно выделить председателя, президиум, Совет Старейшин.
- Бундесрат, представленный членами правительства земель, ими назначаемых и отзываемых. Каждой земле обеспечено не менее трех голосов, при этом земли с населением, превышающим 4 млн человек, получают один дополнительный голос, а земли, имеющие население более 6 млн человек, – два дополнительных голоса к стандартным трем. Палата функционирует, начиная с 1 ноября каждого года до 31 октября следующего года. При палате действуют различные комитеты, работающие на постоянной основе, а также создаются специальные комитеты, действующие временно с целью решения конкретных проблем. В рамках комитетов каждая земля представлена одним членом палаты. Избрание председателя комитета осуществляется на ежегодной основе. Деятельность данной палаты парламента обеспечивается секретариатом, руководство которого возложено на директора, действующего в соответствии с поручением председателя палаты.
Процесс законотворчества осуществляется обеими палатами федерального парламента. Принятие федеральных законов осуществляется Бундестагом. После этого законы передаются председателем Бундестага в Бундесрат. Внесение законопроектов на рассмотрение Бундестага осуществляется федеральным правительством, а также членами данной палаты парламента при условии наличия минимум 26 подписей в поддержку. Члены Бундесрата также имеют право на внесение законопроектов на рассмотрение парламента.
Парламент ФРГ осуществляет избрание федерального канцлера, то есть выступает в качестве органа, формирующего верхние эшелоны исполнительной власти.
Исполнительные органы власти ФРГ
Главой исполнительной власти Федеративной Республики Германии является федеральный канцлер, избираемый законодательной ветвью власти. В основе конструкции исполнительной власти ФРГ находится ориентация на федерального канцлера. Конституция ФРГ обеспечивает федеральному канцлеру статус главы правительства. Структура федерального правительства ФРГ основана на смешении следующих принципов:
- во-первых, канцлерства;
- во-вторых, ведомственности;
- в-третьих, коллегиальности.
Влияние принципа канцлерства ослабевает или усиливается в зависимости от авторитета и индивидуальных способностей к управлению государством конкретного главы правительства.