Организация управления государственным долгом в Российской Федерации – это специальная деятельность должностных лиц и органов публичного управления, имеющая своей целью покрытие в полном объеме и своевременно долговых обязательств государства при сокращении расходов по таким обязательствам, поддержание объема и структуры государственного долга в параметрах, исключающих неисполнение долговых обязательств.
Понятие и значение организации управления государственным долгом Российской Федерации
Использование инструментов государственного долга позволяет Российской Федерации покрывать недостаток бюджетных ресурсов для обеспечения расходных обязательств. Иначе говоря, инструменты государственного долга позволяют государству привлекать финансовые ресурсы для реализации государственных полномочий в той части, в которой они не обеспечены бюджетными ресурсами.
Эффективное использование инструментов государственного долга требует организации управления таким долгом, то есть реализации специальной деятельности должностных лиц и органов публичного управления, имеющей своей целью:
- обеспечение нужд государства в привлечении заемных ресурсов для реализации государственных полномочий в условиях дефицита бюджета;
- обеспечение своевременного и в полном объеме исполнения принятых на себя государством долговых обязательств при сокращении расходов по таким обязательствам;
- обеспечение такого объема и такой структуры долговых обязательств, которые бы гарантировали исполнение таких долговых обязательств.
Более широко управление государственным долгом Российской Федерации можно рассматривать как процедуру разработки и осуществления системы мероприятий, направленных на привлечение заемных финансовых ресурсов для обеспечения развития государства в условиях дефицита бюджета при гарантировании приемлемого уровня риска и стоимости таких заимствований.
Эффективная организация системы управления в качестве основной своей цели предполагает обеспечение такого уровня задолженности, динамики ее роста и структуры, которые не сказывались бы негативно на кредитоспособности страны, на ее социально-экономическом потенциале.
Содержание организации управления государственным долгом Российской Федерации
Организация управления государственным долгом Российской Федерации предполагает организацию следующих направлений специальной деятельности исполнительных органов:
- планирование в рамках бюджетной политики размера государственных заимствований и расходов на обслуживание таких заимствований;
- реализацию заимствований и проведение операций с ними для оптимизации структуры государственного долга и сокращения рисков по долгу, а также расходов на обслуживание долга;
- учет заимствований и операций по ним, а также контроль исполнения долговых обязательств в соответствии с долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным планами и др.
Задачи управления государственным долгом в Российской Федерации
Организация системы принципов, механизмов, инструментов и мероприятий по управлению государственным долгом призвана решить следующие задачи бюджетного управления:
- прогнозировать и планировать государственные заимствования исходя из общей экономической, финансовой и бюджетной политики государства;
- контролировать и оценивать риски, которые наличествуют или могут возникнуть в связи с долговыми обязательствами Российской Федерации;
- осуществлять мониторинг и учитывать текущее состояние государственного долга;
- устанавливать эффективное взаимодействие с действующими и потенциальными инвесторами и пр.
Конкретные задачи организации управления государственным долгом Российской Федерации в долгосрочной перспективе получают свое закрепление в стратегических документах бюджетного планирования.
Назначением организации управления государственным долгом Российской Федерации выступает обеспечение способности Российской Федерации при любых, в том числе максимально неблагоприятных условиях, иметь возможность исполнить принятые на себя долговые обязательства.
Неэффективная организация управления государственным долгом может привести к следующим негативным последствиям:
- прежде всего, неэффективность управления государственным долгом становится причиной недостатка финансовых ресурсов для обеспечения реализации государственных функций и задач в условиях дефицита бюджета;
- происходит падение доверия к государству-заемщику со стороны местного населения и бизнеса, а также со стороны зарубежных партнеров, в том числе государств, организаций, иностранных граждан и международных организаций;
- возникает неспособность реализовать заимствования на выгодных для себя условиях в будущем;
- возникает неспособность обеспечить необходимый уровень социально-экономического развития и как следствие благосостояния населения.
В связи с этим организация управления государственным долгом должна быть ориентирована на:
- обоснованность объема и динамики роста государственного долга;
- формирование условий для его обслуживания в тяжелых финансовых, экономических условиях, в том числе в кризисных условиях.
Кроме того, крайне важно при управлении государственным долгом стремиться к сокращению в долгосрочном и среднесрочном периоде стоимости обслуживания долговых обязательств. Однако при этом необходимо учитывать и риски использования отдельных инструментов сокращения стоимости обслуживания, например, привлечения краткосрочных ресурсов, которые могут повлечь существенные риски, в том числе привести к ограничению способности государства погасить или рефинансировать имеющуюся задолженность.
Отдельного внимания заслуживают вопросы мониторинга и оценки рисков, связанных с государственным долгом.
Итак, эффективная организация управления государственным долгом предполагает разработку и реализацию системы мероприятий, которые бы позволили сократить расходы на обслуживание долга и гарантировать исполнение долговых обязательств в любых, в том числе в кризисных, условиях.