Объект налогообложения – это элемент налоговых правоотношений, который представляет собой установленный налоговым законодательством вид объекта гражданских прав, с наличием которого у субъекта налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Специфика объекта налогообложения государственных унитарных предприятий
Государственное унитарное предприятие представляет собой коммерческую организацию, функционирование которой требует налогообложения по общим правилам.
Государственное унитарное предприятие выступает плательщиком налога на добавленную стоимость. В том случае, если предприятие передает закрепленное за ним на ограниченном вещном праве имущество в аренду, оно должно начислять налог на добавленную стоимость. То обстоятельство, что переданное предприятию имущество является собственностью Российской Федерации или региональной собственностью правового значения не имеет.
В том случае, когда государственное предприятие реализует функции управляющей организации, оно может использовать освобождение от налога на добавленную стоимость при соблюдении специально установленных законодательством условий.
Объект налогообложения налога на прибыль традиционно определяется через:
- доходы от реализации, регламентированные ст. 249 Налогового кодекса РФ;
- внереализационные доходы, которые регламентируются ст. 250 Налогового кодекса РФ.
Из объекта налогообложения налога на прибыль у государственного предприятия подлежат исключению те доходы, которые прямо перечислены п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ.
Государственное унитарное предприятие может использовать общие налоговые льготы и не облагать налогом на прибыль следующие виды финансовых ресурсов и имущества:
- бюджетные ресурсы, которые выделены на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
- бюджетные средства, которые направляются на долевое финансирование проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
- средства собственников помещений в многоквартирных домах, которые поступают на счет управляющих организаций (государственных предприятий), а также региональных операторов на финансирование капитального ремонта.
Если государственное предприятие реализует деятельность в области ресурсоснабжения, возможно освобождение от обложения налогом на прибыль имущества, в том числе прав на имущество, которое передано по концессионному соглашению.
Кроме того, при налогообложении государственного предприятия необходимо учитывать следующие обстоятельства:
- не подлежат налогообложению доходы в виде финансовых ресурсов и имущества, которые приобретены предприятиям от собственника имущества таких предприятий или уполномоченного органа;
- не подлежат налогообложению доходы в форме кредиторской задолженности перед бюджетами или внебюджетным фондом, списанные или сокращенные иным образом в соответствии с положениями законодательства.
Специфика объекта налогообложения государственных и муниципальных учреждений
Специфика правового статуса и функционирования некоммерческих организаций в большинстве случаев, регламентированных налоговым законодательством, не отражается. Поэтому на практике налогообложение таких организаций содержит много противоречий и неясностей.
Согласно положениям гражданского законодательства учреждение представляют собой некоммерческую организацию, учрежденную собственником для реализации управленческих, социально-культурных и других функций некоммерческого характера. Российским законодательством предусматривается возможность создания следующих видов государственных учреждений:
- автономное;
- бюджетное;
- казенное.
Специфика налогообложения государственных учреждений налогом на добавленную стоимость характеризуется следующими обстоятельствами. Налоговым законодательством установлено правило в отношении государственных учреждений всех типов, согласно которому передача на бесплатных условиях, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов относящихся к основным средствам учреждения не облагается налогом на добавленную стоимость. Субсидии, которые направляются из бюджета учреждению на реализацию государственного задания, также указанным налогом не облагаются. Это связано с тем, что согласно нормам налогового законодательства передача имущества некоммерческим организациям для реализации их основной деятельности, предусмотренной уставом, не связанной с коммерческой деятельностью, не признается реализацией товара, работы или услуги.
Кроме того, не относится к объекту налогообложения рассматриваемым налогом реализация работ и услуг казенными учреждениями, а также реализация работ и услуг бюджетными и автономными учреждениями по государственному заданию, которое финансируется за счет субсидий из бюджета.
Те же услуги и работа, которые реализуются автономными и бюджетными учреждениями на платных условиях, независимо от того реализуется они по заданию государства или сверх выполненного задания, облагаются на общих правилах налогом на добавленную стоимость.
Что касается налогообложения налогом на прибыль государственных учреждений, то оно предполагает учет следующих особенностей. В отношении казенного учреждения из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль подлежит исключению:
- доход, который был получен в форме средств от осуществления государственных услуг и работ, а также от исполнения государственных функций;
- расходы, которые учреждение понесло в рамках осуществления государственных функций, работ и услуг.
Доходы автономного учреждения и бюджетного учреждения от прибыли от реализуемой деятельности поступают в их собственное распоряжение и подлежат учету в качестве дохода при расчете налога на прибыль на общих условиях. При этом исключаются из состава доходов следующие виды имущества и финансов:
- имущество, которое государственному учреждению передано по решению органа исполнительной власти;
- имущество, которое передано учреждению в соответствии с целевым финансированием;
- целевые поступления. Исключение составляют только такие поступления в форме подакцизного товара.