Необходимость государственного управления – это объективная потребность общества в осуществлении государственного управления для обеспечения его нормального и эффективного социально-экономического развития.
Объективность необходимости государственного управления
Современное государственное управление и история его развития находятся под влиянием многогранных процессов смены политических и социально-экономических систем. В результате обостряется внимание к вопросам управления, в том числе государственного. Вопрос необходимости государственного управления порождает крайние точки зрения, одна из которых выражается в том, что экономика и культура абсолютно не нуждается в государственных регуляторах. Кроме того, отсутствие закрепленного Конституцией термина «государственное управление» позволяет говорить об отсутствии правовой основы данной категории.
Следует отметить, что такие подходы к государственному управлению носят сомнительный характер. Это обусловлено следующими причинами:
- генезис и природа государства в условиях современного развития общества обеспечивает реализацию экономической и социально-культурной политики.
- государство является выразителем различных общественных интересов, обеспечивая их реализацию и защиту;
- исторический зарубежный и отечественный опыт подтверждают значимость государственного управления в социально-культурной и экономической сферах;
- кризисные ситуации обеспечивают усиление роли государства, централизация экономики зачастую выступает эффективной мерой реанимации экономической ситуации в стране;
- использование механизма рыночной саморегуляции ведет к порождению стихийных процессов. Рыночная экономика основана на стихийности и государство призвано смягчать ее разрушительную силу;
- рынок не имеет абсолютной значимости. Механизм рыночного саморегулирования ведет к возникновению хаоса и анархии. Задача государства в условиях рыночной экономики состоит в обеспечении правильных пропорций, сбалансированности рыночного саморегулирования, обеспечиваемого активной ролью государства в этих процессах;
- результатом частной собственности является порождение экономической власти, более жесткой и изощренной в части принудительной силы, чем государственная власть тоталитарного характера. Ограничение экономической власти частной собственности также является задачей государства;
- государство не является противовесом рыночной экономики, оно призвано использовать свои потенциальные возможности для обеспечения ее стимулирования и эффективности;
- на государство возложена обязанность упреждения негативных последствий деятельности хозяйствующих субъектов, обладающих статусом естественных монополий, введение ограничений, установление режима их функционирования;
- государство выступает в качестве гаранта противодействия внешней экспансии во все сферы жизнедеятельности общества, защиты внутреннего рынка и интересов нации.
В соответствии с российской Конституцией предусмотрено активное влияние государства на социально-культурные экономические процессы. Практическая реализация этих положений Конституции выражаются в осуществлении интенсивного правотворчества, призванного обеспечить регулирование отношений в различных сферах жизнедеятельности, включая формирование рыночной экономики.
Позитивные и негативные последствия государственного управления
Государственное управление способно оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на общество.
Признание института государства и принципа разделения властей обеспечивает алогичность игнорирования или недооценки значимости государственного управления. Государственное управление, по сути, является формой реализации исполнительной власти.
Позитивные последствия государственного управления выражаются в упорядочивании различных общественных процессов, формировании правовой базы функционирования хозяйствующих субъектов, защиты прав и интересов граждан, обеспечении общественной безопасности, государственного суверенитета и так далее.
Негативные последствия государственного управления выражаются в ограничении прав и свобод законодательными нормами, узурпировании части общественных возможностей в пользу государства, сдерживании естественных экономических процессов и так далее.
Попытки дискриминировать государственное управление наносят вред обществу. Утрата управляемости обществом, недостаточная жесткость государственного управления влечет за собой наступление необратимых вредных последствий, выражающихся в обвальных падениях производства, утечке за рубеж капитала и так далее.
Рациональность как основной принцип государственного управления
Понимание необходимости государственного управления напрямую связано с рациональностью подхода к вмешательству государства в те или иные отрасли и сферы общественной жизни. Государственное управление фактически охватывает все стороны общественной жизнедеятельности, однако степень вмешательства в них может существенно различаться. К примеру, имеют место те сферы отрасли деятельности, которые прямо находится в управлении государства. К таким отраслям относится оборона, атомная энергетика и так далее. Управление этими отраслями носит государственный характер, даже если допускает вмешательство общественных институтов. Также имеются сферы и отрасли, управление которыми осуществляется посредством государственных и негосударственных структур. Совмещение этих видов управления характерно для большинства отраслей народного хозяйства, например, сельского хозяйства, промышленности, образования и так далее.
Также имеют место сферы деятельности, в отношении которого действует совместное управление государственных и негосударственных структур. Такой вид управления характерен для хозяйствующих субъектов, в уставных капиталах которых присутствуют государственное участие, еще одной формой является передача отдельных государственных полномочий на исполнение негосударственным структурам.