Муниципальные системы зарубежных стран – это нормативно закрепленные и реализуемые на практике типы организации публичного управления местной территорией, в том числе ее социально-экономическим развитием, с предоставлением самостоятельности местному сообществу в решении местных вопросов или без такового.
Общая характеристика муниципальных систем в зарубежных странах
Во всех современных демократически организованных государствах система муниципального управления строится на единых принципах, которые получили свое нормативное закрепление в Европейской хартии местного самоуправления. При этом необходимо отметить, что характеристики муниципального управления в конкретных государствах имеют определенную специфику. Это касается:
- структурной организации системы муниципального управления;
- вопросов ведения, вверенных муниципальным органам;
- приоритетных направлений деятельности муниципального управления и др.
В вопросах организации муниципального управления и в выборе конкретного типа системы муниципального управления немаловажную роль играют национальные традиции организации публичного управления, культурные и иные исторические особенности общественного и государственного развития и пр.
Исследование специфики организации муниципальных систем зарубежных стран позволяет выделить следующие основные модели:
- англосаксонскую муниципальную систему управления;
- континентальную муниципальную систему управления;
- смешанную муниципальную систему управления.
Англосаксонская муниципальная система
Специфическая организация системы муниципального управления сформировалась в Великобритании и затем распространилась в государствах, которые входили ранее в состав Британской колониальной империи. Такими государствами были восприняты основные принципы организации публичного управления в Великобритании. К числу этих стран относятся США, Новая Зеландия, Австралия и др.
В рамках рассматриваемой муниципальной системы реализацию полномочий местного самоуправления осуществляют выборные органы – так называемые советы, формируемые в различного уровня административно-территориальных единицах (советы графств, городские советы, районные советы). Выборы происходят раз в 4 года, и советы либо полностью обновляются в этот срок, либо происходит частичная ротация их членов. Члены совета выполняют свои функции на безвозмездных условиях.
Англосаксонская муниципальная система характеризуется значительной самостоятельностью муниципальных органов в решении вопросов местного значения:
- муниципальные органы автономны в решении вопросов, которые на законодательном уровне отнесены к их ведению;
- муниципальные органы не находятся в прямом подчинении государственным органам;
- государственные органы не имеют правовой и реальной возможности вмешиваться в те области общественной жизни, которые входят в состав ведения муниципальных органов;
- надзор за эффективностью и законностью деятельности муниципальных органов осуществляет население посредством демократических процедур, а также путем применения косвенных инструментов – обращения в суд или в государственные органы с соответствующими жалобами.
Поскольку советы не могут действовать постоянно, а собираются на регулярной основе для решения наиболее важных вопросов, для текущей работы формируются и постоянно действуют профильные комиссии.
Континентальная муниципальная система
Континентальная муниципальная система получила распространение в европейских государствах и воспринята значительным числом современных государств. Ее существенным отличием от англосаксонской муниципальной системы является то обстоятельство, что управление местной территорией реализуется должностными лицами государственной системы управления. Государственные должностные лица в рамках рассматриваемой муниципальной системы контролируют текущую деятельность в местных органов. Посредством таких государственных представителей на местном уровне государство реализует мероприятия административного контроля над местными сообществами.
В рамках названной муниципальной системы фактически происходит сочетание прямого государственного управления местными территориями с функционированием местных органов. Местные органы реализуют полномочия по вопросам местного значения, а также государственные полномочия, при этом государственные контролеры имеют широкие полномочия по одобрению, приостановке, аннулированию принятых местными органами решений, а также по роспуску и направлению в отставку местных должностных лиц.
При этом надо отметить, что рассматриваемая муниципальная система – это не застывшая форма организации управления местными сообществами, например, во Франции с 70-х годов происходит реформирование названной системы и постепенное децентрализация управления на местах: функции административного контроля сокращаются и практически сводятся сегодня к установлению законности принимаемых муниципальными органами решений.
Смешанная муниципальная система
Кроме того, в практике современных государств выделяют так называемые гибридные муниципальные системы. Это системы местного самоуправления, которые сочетают в себе черты как рассмотренной выше англосаксонской муниципальной системы, так и системы континентального типа, и при этом содержат специфические характеристики, обусловленные собственными культурными, политическими, социальными и национальными традициями конкретного государства.
В качестве примера гибридной муниципальной системы может быть рассмотрена муниципальная система Германии. Здесь местное самоуправление гарантируется на государственном уровне: общинам предоставляется право законодательного регулирования под собственную ответственность местных вопросов.
Аналогичное право предусмотрено и для объединения общин. Публичное управление в Германии строиться по системе снизу-вверх: общины как единица местного самоуправления решают местные вопросы самостоятельно, не допускается вмешательство земель и государства в вопросы местного значения, при этом допускается государственный надзор для обеспечения соответствия местных решений основным конституционным гарантиям, а также принятым на их основе федеральному законодательству и законодательству земель.