Содержание и назначение муниципального стратегического управления
Стратегическое управление ориентировано на достижение целей долгосрочного характера. Оно позволяет предвидеть будущее управляемого объекта, что позволяет признать его актуальность и в управлении муниципальным образованием.
Под муниципальным стратегическим управлением понимают управленческий процесс местных органов власти направленный на обеспечение устойчивости социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.
В систему муниципального стратегического управления входят такие общеуправленческие элементы, как:
- во-первых, процесс получения, анализа и оценки требуемой для принятия решений информации;
- во-вторых, процесс разработки и принятия управленческих решений, а также организации их исполнения;
- в-третьих, процесс анализа полученных в результате исполнения управленческих решений результатов и выработки необходимых корректировок.
В совокупности все вышеуказанные элементы управления ориентированы на решение глобальных стратегических задач управления муниципальным образованием.
Программа муниципального стратегического управления включает в себя:
- общее видение стратегического развития муниципального образования;
- миссию и цели стратегического развития муниципального образования;
- описание потребности в разработке программы муниципального стратегического управления;
- оценку значимости программы в общей стратегии развития муниципального образования;
- характеристику взаимосвязей функционирования различных подсистем муниципального стратегического управления и так далее.
Программы муниципального стратегического управления призваны решать следующие задачи:
- во-первых, обеспечивать рост потенциала муниципальных образований;
- во-вторых, формировать конкурентные преимущества муниципального образования на международном, федеральном и региональном уровнях;
- в-третьих, улучшать качество и уровень жизни населения муниципального образования.
Разработка альтернативных вариантов стратегии муниципального образования обеспечивает наличие реальных перспектив его устойчивого развития, а их адаптация под меняющие условия внутренней и внешней среды муниципального образования повышает эффективность реализации.
Этапы разработки пакетов стратегической документации муниципального образования:
- Этап изучения условий внешней среды, анализа тенденция развития муниципального образования и имеющихся в наличии ресурсов. На этом этапе определяются приоритеты развития муниципального образования, анализируются и согласуются интересы участников этого развития. Для данного этапа характерно проведение деловых игр, мозговых штурмов, глубокого ретроспективного анализа и так далее;
- Этап разработки концепции стратегического развития, представляющей собой документально закрепленные приоритеты развития муниципального образования, выработанные на предыдущем этапе. Этот этап сопровождается разработкой комплексных и целевых стратегических программ муниципального развития;
- Этап согласования и стыковки целевых программ, обеспечивающих их соответствие друг другу и документально закрепленным приоритетам развития муниципального образования. Задачей этого этапа является преодоление противоречий, дублирования приоритетов развития муниципального образования;
- Этап экспертизы проектов и программ, включающий оценки их соответствия приоритетам, социальную, экономическую, экологическую и иные виды оценок.
Цели и порядок осуществления муниципального стратегического управления
Выработка целей муниципального стратегического управления должна основываться на экспертной оценке субъектов, участвующих в целеполагании муниципального стратегического управления. К числу таких субъектов относятся представители муниципальных органов власти, населения и предпринимательства. В основе разработки стратегии муниципального управления находится выработка дерева целей, рассматривающего муниципального образования в качестве единой системы, включающей социальный, экономический, экологический и иные составные элементы. Выработка дерева целей такого назначения представляет собой крайне трудную задачу.
Трудность этой задачи во многом обусловлена нехваткой муниципальных служащих, обладающих достаточным уровнем квалификационной подготовки для ее решения.
Решение данной проблемы обеспечивается привлечением специалистов со стороны, консультантов, ориентированных на построение системы целей, объективное выявление сильных и слабых сторон в деятельности муниципальных органов власти, определении наличия ресурсов и возможностей достижения установленных целей. Результаты такой работы составляют основу структуры стратегии развития муниципального образования. Стратегический процесс представляет собой реализацию матрицы решений, составляющей основу построения структуры стратегии муниципального образования. Данный процесс должен быть задокументирован в программе стратегического развития.
Муниципальным образованиям предоставляется свобода в сфере муниципального стратегического управления, успех которого во многом зависит от профессионализма, проявленного при разработке стратегии развития. При этом существуют общепризнанные требования к содержанию стратегии развития муниципального образования и методам, применяемым при ее разработке. Жизнеспособность стратегии развития муниципального образования зависит от наличия в ней конкретной программы действий, разработка которых опирается на результаты применения структурно-функционального и исторического анализа. В ходе первого выясняются закономерности динамики социально-экономического развития муниципального образования, в ходе второго – его генезис. Полученные в результате данные позволяют оценить специфику муниципального образования и учесть ее в разработке стратегии.